Армения стала хабом для поставки авто в Россию. Чем опасны эти машины

Армения стала хабом для поставки авто в Россию. Чем опасны эти машины

19 июля 2023, 12:40
Армения за последние полтора года превратилась в перевалочную базу для поставки в Россию иномарок, которые официально в РФ не привозят. На этом выросла целая индустрия доставки, растаможки и ремонта битых авто. Разбираемся, есть ли риски при покупке этих машин.

Александр Дыбин

Несколько лет назад Армения уже делала попытки стать для России автомобильным хабом. Тогда страну наводнили машины на армянском учете, но таможня этот канал быстро пресекла, слишком много денег уходило мимо бюджета. Сейчас же армянские автоторговцы переживают настоящий ренессанс. Об этом пишет The Financial Times. По данным издания, экспорт авто в Россию за последнее время вырос с 800 000 долларов до 180 миллионов долларов. Схема такая: трейдеры, выбирает авто в США на страховых аукционах. Машина приезжает через грузинский порт Поти, их чинят в Армении, а потом проходят таможенное оформление в Армении, которая входит в таможенный союз.

Опрошенные «Новыми известиями» эксперты отмечают, что оценки Financial Times близки к реальности, а рост потока машин из Армении в Россию отражает реалии рынка: западные авто в страну не поставляются. Покупателям предлагают либо отечественный автопром, либо китайские бренды. На этом фоне растет интерес к подержанным машинам.

«Полагаю, что порядок цифр близок к истине, — говорит независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев, — машины несут российскому рынку увеличение парка и удовлетворение потребностей потребителей, которые предпочитают б/у авто из США новым авто, выпускаемым в России. Если автомобиль законно прошёл процедуру таможенного оформления и выпуска на таможенную территорию РФ, то о какой мути и криминале может идти речь?».

Согласен этой с оценкой вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр.

«Таковы реалии. Армения подстроилась для того, чтобы зарабатывать, — говорит он, — для нас это физическая возможность привести через эту страну какие-то европейские или японские автомобили, которые соответствуют именно европейским нормам. Ничего плохого в этом процессе. Армения не занижает нещадно стоимость, в отличие от других стран таможенного союза и ущерб бюджету России не наносится».

Речь идет о поставках в РФ машин через Кыргызстан, где весьма лояльно смотрят на документы, поэтому импортеры существенно занижают стоимость машин. Это приводит к сниженным таможенным платежам, что очень не нравится федеральной таможенной службе. По оценкам экспертов в перспективе это может привести к тому, что с владельцев таких машин потребуют доплату или, как крайняя мера, отзовут ПТС. Но по запросу «Новых известий» в ФТС объяснили, что обязанность уплатить пошлину лежит на импортере и конечных владельцев авто этот процесс коснуться не должен.

Что не так с машинами, поставленными через Армению

 

Главный риск, который поджидает владельца машины, приехавшей через Армению, это ее прошлое. Согласитесь, мало приятного ездить на авто после серьезного ДТП или на «утопленнике». Кроме того, со временем могут вылезти поломки. При этом такую машину можно купить где угодно: перекупа-частника, который гоняет машины сам, в безымянной автофирме, торгующей подержанными авто, и даже в серьезном дилерском центре.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что от таких машин нужно держаться подальше.

«Такая схема существует на нашем рынке много лет, битые и восстановленные машины везут не только через Армению, но и через Белоруссию, — говорит он, — часто битые машины, продаются как новые. Иногда покупатель может проверить это, иногда нет. Поэтому здесь, конечно, существует масса негатива. Продавец говорит „нет бита, не крашена“, смотришь американскую историю авто, а там утопление или распахан весь бок. Покупателю нужно быть готовым вообще ко всему. Таких историй много и поэтому такие машины лучше не покупать. Все, что приезжает через Армению, все, что приезжает через Белоруссию, покупать нельзя вообще».

Автоэксперт Сергей Бургазлиев отмечает, что если машина находится в России и получила ПТС, то проблем с документами быть не должно, а вот с технической точки зрения, сюрпризы возможны.

«Риски есть всегда при импорте бывших в употреблении автомобилей из-за рубежа, однако, если машина прошла таможенное оформление, например, в Армении, затем её перепродали в Россию, и она и также прошла законное таможенное оформление и не числиться в угоне, то проблем быть не должно. Другое дело, в каком состоянии находится взаимодействие баз данных по угонам Армении, России и зарубежных стран, — говорит эксперт. — С точки зрения техники, да, могут вылезти конструктивные недостатки, если автомобиль был куплен с повреждениями и восстановлен непрофессионально с использованием дешёвых материалов т. е. на скорую руку, лишь бы продать».

 

Как не нарваться на лохотрон?

 

Ян Хайцеэр не так категоричен к армянскому импорту, и отмечает, что рынок восстановленных после серьезных ДТП машин был всегда, и у таких автомобилей есть своя аудитория. Они знают, что покупают и идут на эти риски осознанно.

«Такая индустрия в Армении действительно существует. Но такие машины не попадают в массовом порядке на территорию Российской Федерации. У них был устойчивый спрос у определенной категории потребителей и перепродавцов. И цифры продаж таких автомобилей принципиально не изменились, — говорит эксперт. — Конечно, это не идеальные машины. Но к скачку импорта через Армению они отношения не имеют. Застрахован ли обыватель от такой машины? Все зависит от степени их порядочности продавца. Поэтому покупателю перед такой покупкой, а это, как правило, дорогие машины, нужно воспользоваться чьей-то помощью, кто проверит машину по иностранным базам, восстановит ее историю. Если вы готовы тратить на авто несколько миллионов рублей, то не страшно потратиться на услуги эксперта. Важно не верить всем подряд, лучше обращаться к посреднику или фирме, с которой имели дело ваши знакомые или родственники. Нужно найти эту машину на американском аукционе, посмотреть цену там и сравнить с тем, которую просят у нас, цена должна быть плюс-минус сопоставимая».

 

А если через Абхазию?

 

Рядом с Россией есть еще одна страна с некогда интересными законами относительно автомобилей. Еще несколько лет назад авто с абхазскими номерами можно было встретить в регионах достаточно удаленных от юга РФ. Абхазский учет был популярен у желающих сэкономить. В стране нет утилизационного сбора и ограничений на возраст ввозимых авто. Таким образом можно купить 10-летние японские и американские авто в очень хорошем состоянии, по смешным по российским меркам ценам.

«Хороший минивэн пару лет назад можно было купить за четыреста тысяч рублей, сейчас — за шестьсот, — рассказывает координатор партнерства „Абхазские проекты“ Кирилл Базилевский, — при этом россияне не могли оформить машину на себя и ездили с помощью хитроумной схемы, которая называется „международный перевоз“. Юридически это была не покупка авто, а человек получал временный ввоз, ездил по России, раз в год должен был возвращаться назад в Абхазию, чтобы продлить ввоз. Да, он мог машину купить, продать, но формально не был собственником».

Два года назад с этой схемой начали бороться, и временный ввоз ограничили 15 днями, что сделало такую схему бессмысленной.

По словам эксперта, покупать очень дешевые машины в Абхазии, а потом таможить их и ставить на российский учет — тоже нет смысла. Во-первых, машину идут возрастные, хоть и хорошие, и многие из них вообще нельзя растаможить в силу возраста. Во-вторых — утилизационный сбор. Купить машину за 500 тысяч и отдать за оформление еще 1,5 миллиона — это странно. При этом и перевалочной базой Абхазия стать не может, так как в этом нет смысла. Машины в страну поступают либо через Новороссийск, либо через грузинский Поти, а оттуда — в РФ через Верхний Ларс. Зачем в этой схеме нужна Абхазия, если машина и так же на территории России — не понятно.

#Санкции против России #Российские авто #Армения #Бизнес #Параллельный импорт #Санкции #Импорт #Авто #Абхазия
Подпишитесь