Posted 17 июля 2023, 15:07
Published 17 июля 2023, 15:07
Modified 18 июля 2023, 09:13
Updated 18 июля 2023, 09:13
Мария Соколова
Вчера порт Одессы покинуло последнее судно в рамках зерновой сделки, оно перевозило 15,3 тыс. тонн рапса и 23,5 тыс. тонн кукурузы — сегодня 17 июля зерновая сделка официально прекращает своё действие. А еще сегодня украинские надводные беспилотники подорвали Крымский мост… Власти России уведомили Турцию и ООН об отказе продлять зерновую сделку до выполнения всех условий нашей страны.
Связь между взрывом Крымского моста и зерновой сделкой прямая, ведь подобный инцидент уже был в прошлом году. 29 октября 2022 года корабли Черноморского флота РФ были атакованы надводными беспилотниками в Севастопольской бухте. 16 дронов были уничтожены. По версии российской стороны, дроны были запущены с судов, которые перевозили зерно в рамках международной сделки. И вот опять надводные дроны, и опять Чёрное море.
До февраля 2022 года на Россию приходилось прядка 20% мировых поставок пшеницы и 12,5% мирового производства удобрений. Украина, по оценке Еврокомиссии, обеспечивала мировой рынок поставки 10% пшеницы, 15% кукурузы и 13% ячменя. Но возникла патовая ситуация: экспорт из России осложнился санкциями, а из Украины — блокадой портов российским флотом. В итоге страдают все, включая бедные страны Африки.
Зерновая сделка включает в себя три основных положения.
Западным странам сделка позволила стабилизировать цены на зерно, которые за первый месяц проведения СВО скакнули на 20% вверх. По данным ЮНИСЕФ, в некоторых беднейших странах цены на зерно выросли на 750%.
Украина благодаря сделке смогла с марта 2022 года экспортировать 32,8 млн тонн зерна и масличных по данным Еврокомиссии на 700 млн долларов, а сельское хозяйство в прошлом году составило 9% ВВП — очень существенная часть экономики. Альтернативные маршруты экспорта зерна оказались неэффективными: железнодорожный транспорт сталкивается с проблемой иной ширины колеи в Евросоюзе, Дунайский зерновой путь упирается в ограниченную пропускную способность румынских портов, а автомобили обладают недостаточной грузоподъёмностью. В совокупности альтернативные пути через ЕС могут пропустить не более 12 млн тонн продукции в год
Россия в условиях санкций смогла за прошлый сельскохозяйственный год, который длится с 1 июля по 30 июня, экспортировать рекордные 60 млн тонн зерна. Неплохо, но нам, заключая зерновую сделку, требовалось намного больше.
Западные страны должны были обеспечить беспрепятственный экспорт удобрений. Но по факту поставки сталкиваются с преградами. В частности, Латвия удерживает в портах 70% российских удобрений, предназначенных для беднейших стран. Также Россия настаивала на подключении «Россельхозбанка» к SWIFT. США разрешили банку работать с долларами, но Европа к привычной системе банковских не подключила. Так же нет подвижек в возобновлении работы аммиакопровода «Тольятти-Одесса» и снятия ограничений на поставку сельхозтехники и запчастей.
ООН и западные страны пошли на зерновую сделку под благовидным предлогом помощи беднейшим африканским странам, которые больше всех страдают от дефицита доступного зерна. Но вот что пишет немецкое издание Deutsche Welle, находящееся в реестре СМИ-иноагентов: почти треть зерна из Украины в прошлом году попало в Китай, 44% отправились в страны с «высоким уровнем дохода» (Испания, Италия, Нидерланды и другие страны ЕС), а на долю 5 самых бедных стран (Афганистан, Эфиопия, Сомали, Судан и Йемен) приходится лишь 2,5% экспорта.
На первый взгляд, страны ЕС как потребители напрямую заинтересованы в низких ценах на зерно. Но сентябрьские фьючерсы на пшеницу за последние 3 рабочих дня поднялись на 10%.
Украине, получающей стабильный доход от зарубежных поставок сельхозпродукции, тоже лишние проблемы ни к чему. МИД РФ уже заявил, что Россия отзывает гарантии безопасности судоходства и сворачивает морской гуманитарный коридор в северо-западной части Чёрного моря. В этой акватории восстановлен режим временно опасного района.
Для России прекращение сделки тоже не несёт ничего хорошего. И хоть экспортёры обещают выполнить все экспортные контракты, есть риск усиления антироссийских санкций, которые помешают вывозу излишков зерна. По данным Росстата, запасы зерновых в сельхозорганизациях без учёта малого бизнеса на конец июля 2023 года составили 13,197 млн тонн, что на 58,4% выше прошлогодних показателей. Особенно прибавила пшеница — рост на 74,2%.
Избыток зерна ведёт к снижению цен на внутреннем рынке. На первых порах для конечного потребителя это хорошо. Но как показывает практика, от низких цен сильно страдают производители — им не хватает средств для обработки полей и будущих посадок. В некоторых регионах цены уже подбираются к критически низким 10 тыс. рублей за тонну пшеницы. Дальше фермерам придётся работать в убыток. Так, например, по данным портала zerno.ru, в Чувашии тонна пшеницы 3 класса стоит сегодня 10273 рублей. Есть риск того, что развитие агропромышленного комплекса без стабильного спроса на зерно сильно задержится.
Но раз цепочка событий пришла к такому результату, значит это кому-то нужно.
Экс-торгпред Турции в Москве Айдын Сезер утверждает, что Западу больше не требуется зерно из России в прежних количествах.
— Равнодушие Запада в отношении сделки можно объяснить так: Запад больше не заинтересован в украинском зерне, более того, многие европейские страны ввели запреты в отношении украинского зерна и сельхозпродукции.
Авторы телеграм-канала «Рыбарь» указывают на то, что сделка уже месяц фактически не работала, а западные страны прекрасно понимают, что Россия просто так бить по гражданским судам не станет. Для Европы и Турции это очень удобно, поскольку они являются транзитёрами зерна в ту же Африку. Экспорт зерна из стран с «высоким средним уровнем доходов» примерно равен импорту. Следом за Европой идёт Турция. Для них это хороший шанс заработать на ажиотаже и росте цен. К тому же по оценке Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединённых Наций (ФАО) производство зерновых в мире в июле 2023 году вырастет на 5,9 млн тонн (0,2%) к июню 2023 года. А по отношению к прошлому году рост составляет 1,1%.
Когда в мире есть много сытых людей, которые не тратят на продукты много денег, тогда грустит один из крупнейших зерновых трейдеров, упускающих свою прибыль. Из России, кстати, 1 июля ушли три крупных зернотрейдера: Cargill, Louis Dreyfus и Viterra.
Возможно, позже мы узнаем, кто и как именно устроил атаку, а история расставит все точки на i, и мы увидим истинных бенефициаров такой ситуации. Но уже сейчас явно сложно не заметить следы к тем, кто получит выгоду от сложившейся ситуации.