Posted 17 июля 2023, 07:25

Published 17 июля 2023, 07:25

Modified 17 июля 2023, 07:27

Updated 17 июля 2023, 07:27

«Часто ломаются». Таксисты отказываются закупать отечественные машины

«Часто ломаются». Таксисты отказываются закупать отечественные машины

17 июля 2023, 07:25
Фото: 1MI.
У российских таксистов — новая проблема. Их заставляют покупать продукцию отечественного автопрома. Но таксопарки говорят, что это попытка решить проблемы автомобильной отрасли за счет другой. Российские машины хоть и дешевле, но менее надежные, а в бизнесе это более важный показатель.

Несколько недель назад таксисты и таксопарки отбивались от обязательного страхования пассажиров, настаивая, что дополнительная плата, которая вводится для извозчиков, заставит поднять стоимость проезда. Сейчас же появилась новая беда — власти заговорили об обязательной локализации транспорта для такси. Это значит, что таксопарки смогут покупать только авто, произведенные на территории РФ. проработать соответствующий документ поручил Владимир Путин, а Совет Федерации уже предложил поправки с распоряжение правительства, которые вводят требование локализации авто для такси уже с 2024 года. Но таксисты простив.

Интересно, что до начала СВО и массового исхода из России западных автоконцернов, в такси как раз и шли бюджетные модели, которые штамповали на российских заводах: KIA Rio, HyundaiSolyaris, Volkswagen Polo, Skoda Rapid, Renault Logan. Все эти бренды из России эвакуировались. Сейчас таксопарки активно покупают китайцев: JAC, Chery и Geely. Почему не наши «Гранты»? Почему не возрожденные «Москвич» и «Весту»? Как сообщили «Новым известиям» в общественном совете по развитию такси, несмотря на разницу в цене, бизнес выбирают те машины, что реже ломаются. Вторая причина — нехватка денег, которая заставляет таксопарки закупать машины с пробегом.

«Совет провел опрос владельцев таксопарков о локализации такси, на вопросы согласились ответить представители 286 компаний из разных российских регионов, — сообщили в общественной организации, — для таксомоторных перевозок в стране ежегодно закупают около 300 тысяч новых автомобилей. Причем средний срок жизни таких машин составляет три года. Не удивительно, что автопроизводители видят в такси перспективный и обширный рынок сбыта для своей продукции. Однако обсуждая будущее российского автомобилестроения, никто не задается вопросом, насколько инициатива о локализации такси полезна для самой таксомоторной отрасли».

По данным опроса, более 44% таксопарков не могут себе позволить покупку автомобиля. Из тех, кто все-таки обновляет парк только 24% решили купить новые машины. 21% опрошенных купили подержанные машины. При этом подавляющее большинство предпочли купить иномарки, читай, китайские авто.

«Такой выбор сделан даже при условии, что иностранные автомобили дороже отечественных. И можно предположить, что если бизнес осознанно делает такой выбор, значит не все в порядке с эксплуатационными характеристиками отечественных машин», — говорят в общественном совете.

Один из таксопарков поделился опытом эксплуатации санкционных «Грант», выпущенных без систем безопасности.

«Купили 23 „Гранты“. Замучались прогонять машины на тросу на базу. Рвутся ремни ГРМ при 20 — 40 тысяч км пробега, текут радиаторы, слабая электрика. Плюс один: дешевые запасные части», — сообщил владелец таксопарка из Новокузнецка.

При этом таксисты надеются, что кроме обязанности покупать российские авто, правительство предложит и стимулы — а именно субсидии, хотя официально о них не сообщалось. По данным опроса, чуть больше половины — 54% — готовы обновлять свои автопарки за счет субсидий. Однако около четверти (24%) не хотят покупать российские машины даже на льготных условиях. Еще один из аргументов против локализованных авто — это разрешение автозаводам выпускать машины с неполным комплектом оборудования.

«На вопрос, готовы ли таксопарки покупать машины, выпущенные по упрощенным требованиям, большинство — почти 58% — однозначно ответили „нет“. Еще 24% согласятся на это только при государственном субсидировании. И лишь 18% респондентов не видят препятствий для покупки таких машин. Основные вопросы у перевозчиков возникают к безопасности и комфорту таких автомобилей при их коммерческом использовании, когда автомобиль по 20 часов находится на линии», — сообщили в совете.

В общественном совете по развитию такси говорят, что готовы тянуть на себе автомобильную отрасль, так как таксопарки балансируют на грани прибыльности. Готовы вкладывать в развитие только 4% опрошенных, еще 30% хоть и работают в плюс, но не могут себе позволить вкладываться в обновление автопарка. 55% балансируют на грани доходности, 11% предприятий такси работаю в убыток.

«Мы не предлагаем отказаться от этой идеи, а лишь просим, чтобы с представителями бизнеса такси тоже консультировались, провели анализ экономики вопроса. Не устанавливали жестких рамок. Приняли во внимание, что в ряде регионов есть требования к цвету кузова такси (например, желтый). А отечественный автопром не выпускает желтых машин. Необходимо провести экспертизу, оценить безопасность и комфорт предлагаемых автомобилей. Рассмотреть вопрос разработки специализированного автомобиля для такси. Поэтому считаю, что данную норму нужно вводить через 5-7 лет, когда в стране будет налажено производство автомобилей, отвечающих всем стандартам безопасности и комфорта, а экономика отрасли такси оправится от кризиса», — говорит председатель общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.

Подпишитесь