Posted 14 июля 2023, 09:08
Published 14 июля 2023, 09:08
Modified 14 июля 2023, 09:10
Updated 14 июля 2023, 09:10
Тема кредитов и долгов — самая, что ни на есть народная. В 2022 году объем долгов россиян по кредитам превысил 25 трлн рублей. Большая часть этой суммы — ипотека — 15 трлн. И объем долга продолжает расти. Отдельная категория должников — клиенты микрофинансовых компаний. В прошлом году их услугами пользовались 17 млн россиян, прирост к 2021 году составил 3,1 млн. На этой почве уже давно вырос и расцвел бизнес по взысканию долгов, который иногда превращается в выбивание.
В арсенале коллекторов огромное количество средств принуждения и устрашения. От постоянных звонков и граффити в подъезде до угроз жизни и похоронных венках на дверях. Жуткие истории про коллекторов приходили из многих регионов страны. Так в 2019 году в Твери из-за долга в 1200 рублей коллекторы устроили травлю мужчине: по телефону угрожали изнасиловать жену и отрубить ноги ребенку. Все закончилось визитом коллектора, который ворвался в квартиру и угрожал женщине. В итоге было возбуждено уголовное дело по довольно легкой статье «проникновение в жилище».
В Петербурге пожилую клиентку микрофинансовой организации запугивали фотографиями ее дочери с прифотошопленными могильными венками. В Свердловской области коллекторы заблокировали звонками телефон больницы. Как оказалось, сотрудница взяла заем «до зарплаты» и просрочила выплату. В Ульяновске из-за долга в 4 тысячи рублей в дом должника бросили бутылку с «коктейлем Молотова». Загорелась детская кроватка, в которой спал ребенок. Мальчик получил серьезные ожоги.
В 2016 году в Новосибирске из-за микрокредита коллекторы жестоко избили мужа и сына должницы и изнасиловали женщину. Были случаи, когда должники сводили счеты с жизнью из-за домогательств коллекторов. Эта практика и привела к тому, что несколько лет назад рынок взыскания долгов начали упорядочивать. Сейчас дошли руки до введения уголовного наказания за самодеятельность коллекторов. На днях соответствующий закон подписал президент.
Теперь за угрозы и клевету коллекторы могут получить до 5 лет. За применение насилия, не опасного для жизни, и повреждение имущества — до 7 лет. Максимальное наказание — 10 лет заключения — за причинение вреда здоровью и применение насилия, опасного для жизни.
По словам юриста Вячеслава Курилина, который специализируется на защите прав должников, в последнее время характер жало на коллекторов изменился, хотя количество их по-прежнему велико. Основную массу пострадавших от действий взыскателей составляют клиенты МФО.
«К счастью, сегодня насилие со стороны коллекторов — это не типичная история, — говорит юрист, — это, скорее, исключение. На улучшение ситуации очень сильно повлиял закон о взыскании догов. До 2015 года такие ситуация были частыми, в том числе и с доведением до суицида, когда стреляли по окнам, приходили домой, угрожали. Сейчас самым негативным и агрессивным поведением коллекторов является смс-преследование и преследование в соцсетях. Человеку пишут много информации негативного оскорбительного характера. Самый простой избавиться от этого преследования — это исключить общение, не отвечать, не разговаривать. Кроме того, можно обратиться к кредитору с заявление о запрете любого взаимодействия с должником. Поступает звонок и вы понимаете, что это коллекторы, просто положите трубку. Если это не помогает, коллекторы начинают выходить на родственников, соседей, тогда нужно обращаться в службу судебных приставов, которая контролирует коллекторов, полицию».
По словам Вячеслава Курилина, помощь юристов нужна, когда нужно разобраться с суммами, которые требуют кредиторы. МФО часто грешат непомерными процентами, штрафами и т. п., когда человек, который брал 10 тысяч рублей, внезапно становится должен 200-300 тысяч.
«Я всегда был против микрофинансирования физлиц и считаю, что это ненужные финансовые инструменты, — говорит юрист, — ограничения ставок, которые предусмотрены законами, конечно дали свой эффект, но тем не менее, наш основной клиент — это человек с жалобой на МФО. Сейчас есть возможности выйти из этой ситуации без катастрофы, если человек не справляется с долговой нагрузкой, то проходит через банкротство и фактическое списание долга. Поэтому сейчас важно не пускать коллекторов на самотек, не давать им возможности вернуться к старым методам».