Сергей Белановский, социолог
Купил банку шпрот (или шпротов — не знаю, как правильно) и сформулировал важный для экономической теории вопрос.
В детстве я очень любил шпроты. Их покупали на праздники, поэтому я любил праздники. На мой взгляд шпроты были очень хорошие. Основной производитель — Рига.
Вспомнил детство, купил баночку. Название: «Шпроты в масле из балтийской кильки» с добавление загадочной аббревиатуры ст/б. Производителя не рассмотрел. Заказал через доставку. Были в каталоге еще шпроты от «Доброфлота», но в наличии не было. Кстати, у «Доброфлота» в названии добавлена аббревиатура б/г. Что это значит? По цене на 15 руб дешевле.
Что сказать по мою покупку? Не то, чтобы совсем уж отрава, но больше не куплю. Это не шпроты. Так, мелкая рыбка. Чуть-чуть золотистая, но не настолько, как раньше. То ли недокопченая, то ли копчение заменили на суррогат. Больше похоже на простую консервацию в масле.
Какое-то время назад я писал что-то похожее про сыр, сравнивал российское и прибалтийское производство. И вот теперь шпроты. Когда-то давно прибалтийские были хорошие. Но сейчас их нет. Исчезли с прошлого года или раньше — не знаю. Но их нет.
В постсоветское время я не был в Прибалтике и не знаю, какие там шпроты. Но полагаю, что хорошие, раз еще в советское время их умели делать. Про сыр однозначно можно сказать, что качество несопоставимо.
Внимание, вопрос!
ПОЧЕМУ В ПРИБАЛТИКЕ КОНКУРЕНЦИЯ ВЕДЕТ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА, А В РОССИИ К СНИЖЕНИЮ?
На рынке возможны две разные стратегии. Можно повышать продажи за счет повышения качества, даже если это влечет за собой повышение цены. Можно наоборот. В любой рыночной экономике присутствуют оба явления. Но на моих примерах видно, что баланс между ними может быть разный. В отношении продуктов питания можно точно сказать: в Прибалтике работает вектор на повышение качества, в России на его снижение. Почему?
Наверное, это вопрос не простой. Навскидку предположу следующее. Российский пипл хавает. А литовский пипл скажет: дешево — это, конечно, хорошо, но такую гадость я есть не стану (это если про сыр). Про соотношение цена/качество я и вовсе молчу.
То есть работает культурный фактор. У литовцев сохранились понятия о стандартах качества. В России их нет. Вероятно, уничтожены. В результате российские производители даже не делают попыток победить в конкуренции за счет качества. Про сыр это можно сказать однозначно. Думаю, что про шпроты тоже — за пределами России никто такую гадость есть не станет.
Могут быть и другие объяснения. Сам изучать этот вопрос не берусь. Обращаю внимание экономистов-теоретиков.