Елена Петрова, Наталья Сейбиль
Жительница села Качикатцы в республике Саха-Якутия поехала за земляникой и жимолостью в местность Кирим. На полянку выскочил медвежонок, а за ним — рассерженная медведица. Она подрала незадачливую любительницу ягод и ушла с медвежонком в лес. Власти обратились к жителям не ходить в лес — численность медведей сейчас не регулируется, поэтому их стало в лесу много. Такие встречи в лесу опасны, но прогнозируемы. Хуже, когда медведи приходят к жилищу человека.
В конце июня взрослый медведь переплыл реку Томь и оказался в студенческом городке Томска. Зверь метался по улицам города, пока местные власти не приняли решение убить его из-за угрозы жителям.
Каждый день власти Томской области получают сигналы, что дикие животные больше не боятся человека и все чаще выходит из тайги в города и поселки. В местном охотничьем хозяйстве говорят, что не только медведи, но и лоси, косули перестали бояться человека.
Директор Звенигородской биостанции МГУ, доктор биологических наук Валерий Гаврилов уверен, что в нападении диких зверей на человека виноваты сами люди:
— Мы настолько сузили места для нормального проживания животных, что им просто не остаётся места. Мы всё заняли. Это касается, в первую очередь, крупных животных. При любом нарушении биоценоза больше всего страдают крупные животные. Крупная фауна разрушается быстро, им не хватает ресурсов.
Ученые объявили о начале новой эры в развитии Земли — антропоцене. 11 тысяч лет человечество и все населяющие планету живые существа жили в голоцене — постледниковом периоде. Он характеризовался как достаточно стабильное время, когда не было больших потрясений. Теперь наступило новое время. В Канаде было выбрано озеро Кроуфорд, которое и стало точкой отсчета эпохи. За право называться точкой, откуда началась новая геологическая эра, боролись сразу 12 мест. Это означает, что следы воздействия человека стали заметными на всей планете. В качестве критерия было выбрано наличие плутония, радиоактивного элемента, созданного человеком. Его можно найти по всей планете. К маркерам антропоцена относятся микропластик и несгоревшие элементы самолетного топлива — керосина. На самом деле, воздействие человека на природу намного глубже. Люди заняли собой треть суши Земли, вырубают леса, возводят города и распахивают гигантские территории под сельское хозяйство. Зверю совсем не остается места, где ему жить.
Профессор, доктор биологических наук, заслуженный эколог Анатолий Кудактин говорит:
— Все животные сейчас идут к людям, потому что происходит освоение территории, человек всё дальше и дальше проникает в места обитания животных. При этом рассекаются миграционные пути, места переходов животных. Они ходят по своим историческим дорожкам, хотят-не хотят — попадают к людям. Выходят на автострады, попадают под колёса машин. Этот процесс неизбежен.
Зверю не хватает пищи, и тогда он тоже идет к человеку. И тут начинается второй акт драмы.
Сергей Пажетнов руководит в Тверской области Центром спасения медвежат-сирот. С 90-х годов по методике основателя Центра Валентина Пажетнова здесь выращивают медвежат-сирот и выпускают их обратно в дикую природу. За тридцать лет существования центра на волю было выпущено 230 бурых медведей. Мерилом успеха в Центре считается развитие страха к человеку. Только в этом случае звери выживут в дикой природе.
По мнению Сергея Пажетнова, если два способа, как можно предотвратить нежелательные встречи с косолапыми:
— Не надо кормить медведей, это самое главное. И будет всё в порядке. Дальнобойщики на трассе везде подкармливают животных. А медведь очень быстро привыкает к человеку через пищевое подкрепление. Остальные способы, в моём понимании, негуманны. Я имею в виду отстрел.
Одно из последних видео показывает как раз такую сцену: водитель на лесной дороге увидел мишку и решил его подкормить. То ли медведь был сытый, то ли зверю не понравилось, как ему предлагалось лакомство, но любитель дикой природы очень быстро ощутил гнев хозяина камчатского леса. Ему еще повезло, что все закончилось благополучно, и зверь решил уйти в лес. Однако еще более опасны для медведей и других крупных хищников свалки и помойки вокруг городов и других поселений человека. Профессор Анатолий Кудактин — эксперт по хищным млекопитающим. То, что медведи идут к людям — это общая проблема:
— Такая проблема кругом. И в Омской области, и на Камчатке, и на Байкале, и у нас на Кавказе. Они идут на свалки, на открытые мусорки, где хранится большое количество пищевых отходов. Они привлекательно пахнут, и медведи идут к ним. Один раз попробовали на свалке — это же легче, чем искать пропитание в лесу. Поэтому они начинают ходить. Это закрепляется как норма поведения.
Это касается не только медведей, но и лосей, волков, лис.
Биологи рекомендуют изолировать свалки. Например, можно установить электропастухи. По контуру пускается ток в 36 вольт, который никого не убивает, а только отпугивает, и медведи перестают ходить на эту свалку. Это самый гуманный способ отучить зверей питаться отходами. Вот только беда — кто-нибудь видел такие заборы вокруг свалок? Можно с уверенностью сказать, что никто и никогда.
Все опрошенные «НИ» экологи говорят о том, что защитой животных от людей, а людей от животных должны заниматься государственные органы — от Министерства природных ресурсов до МЧС и полиции. Ученые могут только просвещать население, проводить семинары, рассказывать и увещевать убирать мусор после похода в лес. Остальное — дело властей.
Природоохранные власти должны знать, что делать, считает Сергей Пажетнов. И действительно, в Интернете обнаружилась инструкция Управления ГО и ЧС администрации МОГО «Ухта».
Наверное, подобные инструкции есть во всех районных управлениях, однако нам не удалось найти ни федерального документа, и регионального. Видимо, все отдано на откуп местного законодательного творчества. А там никто особенно не церемонится. Выход животного в населенный пункт называется «опасным природным явлением» «особенно, если на территории населенного пункта есть возможность получения „легкой пищи в виде бесхозных собак и собак на привязи, а так же свалок пищевых отходов“. Поэтому главная мера — вызвать полицию, которая имеет право применять огнестрельное оружие.
Государство обязано заниматься регулированием численности популяции медведей, говорит Анатолий Кудактин:
— Это означает, что надо выдавать какое-то количество лицензий на конфликтных животных, тех, которые ничего не понимают и нагло идут к людям. Это конфликтные животные. Их необходимо убирать. Потому что, напав один раз на человека, медведь поймёт, что это лёгкая добыча. Он больше не остановится. Но главная предупредительная мера — уборка всех свалок и мусорок, которые разбросаны по окраинам населённых пунктов.
Встречи с дикими животными неизбежны, поэтому необходимо составить карты мест вероятных встреч с животными, пометить их переходы, поставить отпугивающие средства.
— Как эта проблема решается в Европе?
— Так, как я рассказал. Люди делают переходы, охраняют миграционные пути. Мусорки убирают, ставят репелленты, динамики ставят, связанные с датчиками движения. Когда зверь появляется в этой зоне, автоматически включается пугающий сигнал. Это всё не дорого и всё можно. Но этим надо заниматься. Это не волонтёрская работа. Это работа государства.
Власти рекомендуют, в первую очередь, избегать с ними контакта. Если вы увидели медведя, постарайтесь стать как можно более незаметным для него, советует Валерий Гаврилов:
— Нужно постараться не провоцировать животное, остановиться, потихоньку уйти. Производить как можно меньше раздражающих и резких движений, чтобы не испугать животное.
А главное, все должны запомнить, что дикая природа — это не зоопарк, а медведи, рыси и волки — не наши друзья, которых можно и нужно приглашать в гости. Это опасные соседи, которых нужно уважать и защищать от соблазнов цивилизации.