Posted 12 июля 2023, 05:37
Published 12 июля 2023, 05:37
Modified 7 марта, 11:28
Updated 7 марта, 11:28
Управляющие компании могут наделить правом устанавливать зарядные станции для электромобилей (ЭЗС) на паркингах и придомовых территориях, не спрашивая при этом согласия жильцов и не обращаясь в энергоснабжающие организации (РСО). В настоящее время вопрос находится на проработке Минстроя, пишут «Известия».
Также девелоперов могут обязать ставить зарядки еще на стадии возведения жилых домов.
В настоящее время в стране отмечается острый дефицит таких станций. В июне Минпромторг сообщил, что до конца текущего года в 32 регионах планируется установить 659 быстрых ЭЗС для автомобилей, не считая уже существующих 4,4 тыс. Однако представители отрасли оценивают потребность в 18 тыс. зарядок. Самым удобным местом для зарядки был бы паркинг или двор рядом с домом, но установку требуется согласовывать.
Удобнее всего, чтобы станция находилась на паркинге или во дворе рядом с домом, но сейчас установку ЭЗС в таких местах нужно согласовывать на собраниях собственников жилья и с РСО, а организовать такие собрания достаточно проблематично. Эксперты считают упрощение процедуры установки таких станций при домах положительной инициативой, но отмечают, что размещать их должны именно управляющие компании, которые знают, какие мощности сможет выдержать дом. В Госдуме указали, что если девелоперов обяжут размещать ЭЗС при стройке домов, они будут включать эти расходы в стоимость квадратного метра.
Напомним, что в рамках федерального проекта «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» правительство предоставляет субсидии на станции зарядки электромобилей, покрывая до 60% их стоимости (но не более 1,86 миллиона рублей), а также до 30% расходов на технологическое подключение к электросетям (но не более 900 тысяч рублей). В текущем году планируется удвоить количество установленных станций зарядки, финансируемых в рамках этой программы, до 872 штук.
Согласно текущим параметрам, рекомендуемая цена станций составляет 3,1 миллиона рублей. Однако операторы станций сообщают, что фактическая стоимость колеблется от 3,6 до 4 миллионов рублей. Кроме того, из-за отмены льгот стоимость подключения станций к электросетям выросла до 3–4 миллионов рублей.
Производители станций отмечают рост стоимости комплектующих и дополнительные затраты из-за локализации производства. Согласно оценке Минпромторга, доля импортных компонентов в российских станциях зарядки электромобилей в настоящее время составляет от 15 до 30 процентов. В то же время само Минпромторг создал дополнительные трудности для производителей, устанавливая технические требования к субсидируемым станциям зарядки. В будущем к этим требованиям может добавиться программное обеспечение для зарядных устройств, если оно также будет подлежать государственному регулированию.