«По итогам января—мая относительно аналогичного периода прошлого года ряд позиций импортных фармацевтических субстанций подорожал в 1,5–2 раза», — сообщает «Ъ», ссылаясь на опрошенных аналитиков и участников рынка.
В RNC Pharma уточнили, что около 80-85% отечественных препаратов производят на базе импортных субстанций. В DSM Group отметили рост импорта субстанций в Россию по итогам 2022 года в натуральном выражении — на 50%, в денежном — на 11%.
Директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов считает, что после очередного витка девальвации рубля в июне–июле может ускориться рост цен на импортное сырье для лекарств, но аналитики не ожидают «совсем негативных сценариев». В «Герофарме» отметили влияние санкций, из-за чего приходится закупать субстанции у посредников. Также утверждается, что производители не могут полностью транслировать в отпускные цены возросшие расходы.
По данным участников рынка, в 2022 году жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты подорожали в среднем на 9,5%. Между поступлением субстанции и выпуском препаратов проходит около 3-4 месяцев.
Партнер консалтинговой компании НЭО Альбина Корягина считает, что российское производство фармацевтических субстанций ограничено небольшим масштабом рынка. По мнению председателя правления Ассоциации фармацевтических производителей Евразийского экономического союза Алексея Кедрина, в связи с этим возможность локализации сохраняется, но подразумевает наличие экономической выгоды и государственное субсидирование отрасли. Совладелец «Активного компонента» Александр Семенов отмечает, что субстанции в России фактически могут выпускать до 12 компаний, а в Минпромторге изданию сообщили об увеличении объемов производства фармацевтического сырья для лекарств в РФ на 24% по итогам 2022 года. В ведомстве добавили, что в настоящее время в проработке есть 13 проектов по выпуску 140 фармацевтических субстанций.