Posted 9 июля 2023, 12:31
Published 9 июля 2023, 12:31
Modified 9 июля 2023, 12:33
Updated 9 июля 2023, 12:33
Иван Петров
Во времена гонений за взгляды, не совпадающие с политическим мейнстримом, мобилизации и прочих неприятностей поляризованного общества не обязательно бросать все и переезжать жить в Грузию или Мексику. Можно, например, оставить обустроенную жизнь в городской квартире и отправиться в монастырь. Для этого совсем не нужно становится монахом — есть возможность вкус жизни за монастырской стеной в качестве трутника: поработать во славу божью за кров и хлеб в удаленном монастыре, что и сделал автор этих строк.
Пришел он к этой мысли совершенно случайно, когда ехал в поздней электричке из Петербурга в Бабаево. На перегоне Тихвин-Волховстрой в вагон зашла контролерша и начала проверять билеты. Один из пассажиров оказался безбилетником. Его объяснение звучало абсурдно: мол, и деньги, и документы забыл в монастыре, где он был трудником. Неужели это возможно в 21-м веке? Оказалось, что да. В российских монастырях, как и раньше, принимают без больших проблем и вопросов к тем, кто ищет убежище.
Бесплатные работники там нужны всегда, независимо от того, мужской это монастырь или женский. Для этого нужно иметь более-менее ухоженный вид и паспорт. Времена, когда монахи скрывали у себя неугодных, давно прошли. Теперь настоятели обязаны регистрировать всех в местном УВД, так что беглым убежища в обителях искать не стоит — все равно найдут. На этом трудности оформления заканчиваются. Собеседования если и проводятся, то только номинально. В большинстве случаев от бесед с претендентами отказываются. И хотя трудничество меньше чем на неделю не приветствуется, есть достаточно значительная прослойка людей, которые проводят отпуск в монастырях, как раньше ходили на байдарках в Карелии или на Урале. На вопрос, зачем это страждущим, монахи отвечают так: «для воспитания смирения» и «спасения души».
В Ленинградской области в Тихвине с 1560 года стоят два монастыря: мужской Успенский и Введенский женский. Их построили по велению Ивана Грозного. Между ними столетиями шла борьба за землю. Конкуренция между монастырями сохранилась до сих пор. Обе обители подчиняются епископу Тихвинскому и Лодейнопольскому Мстиславу, который живет на территории Успенского монастыря.
Но я, по согласованию с игуменьей, попал в Введенский монастырь. История женской обители говорит, что Иван Грозный сослал свою четвертую жену вместе с ее племянницами далеко от Москвы в Тьмутаракань — на берега речки Тифины. Здесь же после 22 лет пребывания ее и похоронили на паперти опекаемого ею Введенского собора. Игуменьи монастыря были людьми в церкви известными: одна была духовным чадом Иоанна Кронштадского, другую — игуменью Ионникию (Кожевникову) — казнили коммунисты в 1937 году, а церковь причислила ее позже к лику новомученницы.
Введенский монастырь, в отличие от Успенского, и числом монашествующих, и близостью к власти не отмечен. Если в Успенском мужском монастыре, куда любят наведываться сильные мира сего как от церкви, так и от власти, живут 20 монахов, то в женском есть только две монашки и одна послушница. Здания на территории монастыря стоят наполовину разрушенные. Раньше здесь жили одновременно до 200 монахинь. Теперь корпус с кельями заброшен и постепенно разрушается.
Трудников размещают в кельях, по внешнему виду напоминающих гостиницу эконом-класса. Стоят две кровати с матрацами, полными клопов. Как выяснилось позже, с ними монахини борются с помощью ароматических свечей и масел с выжимкой гвоздики и розы. Но пока этого не узнать, будешь покусанным в кровь. Зато комаров почти нет.
День начинается в 6 часов с «утреннего правила», когда монахини целый час в старинной церкви со снесенным крестом читают акафисты. Ни певчих, ни псаломщиков здесь нет, поэтому две инокини и одна послушница исполняют все ритуалы сами.
В 7:20 завтрак, потом литургия. Обед в 12:20, ужин в 18:20. После этого «вечернее правило» и отбой в 11 вечера.
Суббота и воскресенье считаются праздником, поэтому рабочий день длится только до 16 часов. Своего батюшки в монастыре нет, поэтому в субботу приходит приглашенный из соседнего мужского монастыря.
В воскресенье порядок дня особый: послушаний нет, но нет и завтрака и «утреннего правила». С 10 утра все идут в церковь на богослужение с причастием.
Трудники работают с понедельника по субботу с 8 утра до 12 часов, а потом с 14 до 18 часов.
Работа в монастыре тяжелая. На мужчин и женщин накладываются обязанности, которые самим монашкам не под силу — от охраны территории, поскольку ни одной видеокамеры там нет, до отопления, ухода за территорией, починки канализации и труб. На территории расположены 6 гаражей, где хранятся дрова и брикеты. Брикеты нужно фасовать в мелкие пакеты. Это работа трудников. Колоть дрова и укладывать поленницу — тоже на них.
Рабочую одежду трудники привозят с собой.
Жизнь протекает в монастырях по особым правилам. Все делается по благословению игуменьи. Порядок строгий. Например, есть очередность питания. Сначала к столу идут монахини и послушница, затем мужчины-трудники, последними женщины-трудницы.
Жизнь всех обитателей монастыря строго контролируется. Ничего без благословения матушки делать нельзя. Хочешь к грядкам подойти или нужно выйти за территорию — проси благословения.
Утром все получают благословение, для чего сначала целуют крест и икону, потом до земли кланяются игуменье и целуют ей руку. Только после того, как матушка произнесет слова благословения, день может начинаться. Вечером процедура повторяется по желанию трудников.
Фотографировать монахинь без их разрешения нельзя, прикасаться к колоколам запрещено, так же, как и купаться в монастырском пруду. Упаси вас боже «возжигать свечи, приобретенные вне храма», а также кормить монастырских кошек — за это полагается штраф в размере визита к ветеринару.
О том, что распивать спиртные напитки и курить на территории монастыря запрещено, можно и не говорить.
Есть в Введенском монастыре и свой старший трудник, так сказать, бригадир — жилистый высокий парень 39 лет с криминальным прошлым, у которого «не обе руки левые». Умел он многое, но страдал распространенной русской болезнью — запоями. Когда он «развязывал», тогда другие трудники, по приказу игуменьи, запирали его на ключ и не выпускали из кельи. После этого к нему приходило чувство вины, чем и пользовалась игуменья и заставляла его еще больше работать. Однако ситуация у нее аховая: трудники не зависят от монастыря и денег не получают. Поэтому особого воздействия она на трудников оказать не может. За пять лет никто из них во второй раз в монастырь больше не приехал. Или «старший трудник» — «царек» не велел, или работа оказалась для них очень тяжелой.
На монашек переложить работу трудников нельзя — не справятся. Остается один вариант — нанять работников по договору. Но им нужно платить, а платить игуменья не хочет.
Внешне хиреющая женская обитель активно пользуется пожертвованиями, включая призывы в Интернете. Стены восстановить и газ провести так и не смогли, зато постоянно расширяется парк автомобилей, два из которых принадлежат игуменье. По словам «царька», деньги в монастыре есть, даже и на газификацию, но лучше создавать иллюзию нищеты. Так больше жертвуют, а насущные проблемы можно решить силами трудников и жертвователей.
Такая практика в монастырях была испокон веку, она себя оправдала, так зачем ее и менять?
Первый плюс очевиден — за месяц можно похудеть на 10 кг. Этому способствует очень умеренное питание и большая физическая нагрузка. Этим активно пользуются: летом в монастырь приезжают люди с постоянной занятостью или богатые — в отпуск. Зимой сюда едут те, кому под кровом надо пережить морозы. Но нужно помнить — монастырь никого не перевоспитывает, его задача — свидетельствовать о боге на земле и приучать к смирению.
Минусы тоже понятны: работа тяжелая, не каждому под силу. Игуменья постоянно контролирует трудников и не дает отдыхать ни минуты. Да и литургии на ногах требуют большого здоровья.
По возвращении каждого участника экзистенциального эксперимента, как правило, охватывает чувство свободы. Это не сравнимое ни с чем чувство. Поэтому совет бывалого — один раз можно попробовать. Два раза — это мазохизм, хотя и есть такие, которые с гордостью говорят: «Я тридцать лет по монастырям».