Posted 7 июля 2023, 08:42
Published 7 июля 2023, 08:42
Modified 7 июля 2023, 08:44
Updated 7 июля 2023, 08:44
Катастрофическое падение курса рубля, вопреки успокаивающим речам финансистов, таким же катастрофическим образом отразится и не только на биржевых спекулянтах и олигархах, но и на простых людях. Известно, что в потребительской корзине россиян сегодня прямой импорт составляет около 30%, а ещё 30% — это импорт косвенный, а стало быть девальвацию рубля почувствуют все.
Для наших соотечественников она будет отражаться и стоимости автомобилей и запчастей к ним, на стоимости запчастей к самолётам, на цене лекарств, значительной части продовольствия и компонентов для пищевой промышленности, ну и разумеется, на стоимости одежды, обуви, электроники (а она вся, так или иначе, состоит из импорта), на стоимости станков и расходных материалов к ним, и так далее, и тому подобное… — предупреждает публицист Павел Пряников.
Эксперт же канала «Экономика долгого времени» делает еще более пессимистический прогноз. Странно не то, что рубль слабеет, отмечает он, странно то, что после санкций на ключевой экспорт РФ (нефть) кто-то не ждал ослабления рубля.
«Есть такое английское выражение: „sugar high“, высокий уровень сахара в организме, который не может длится вечно. Часть санкций, как ни странно, этот sugar high экономике РФ обеспечили. Это можно заметить, если разделить санкции-2022 на две группы по принципу „на экспорт“ и „на импорт“: санкции на импорт РФ поддержали рубль, а санкции на экспорт РФ на рубль давили. Первые были значительными в начале-середине 2022, а вторых было относительно немного. И вот эти первые „санкции на импорт“ на какое-то время обеспечили экономике РФ финансовую стабильность: ведь если иностранные товары вам просто не продают, то валюту становится не на что тратить, ее начинает необычно много скапливаться внутри страны, ее относительная цена падает.
Но во второй половине 2022 и далее в 2023 с внешней торговлей стали происходить две вещи: (1) менее важная: предприимчивые люди в РФ научились частично восстанавливать импорт через серые схемы и (2) более важная: санкции ввели уже на нефтяной экспорт. И обозначили тренд: санкции на экспорт будут ужесточаться.
В такой ситуации что может происходить с курсом рубля? (за пределами фантастических сценариев, в которых ЦБ РФ, условно, задирает ставку до 20% и привлекает горячие бразильские деньги). Ослабление.
Поэтому, с одной стороны, не надо паниковать по поводу цифр 90, 95, 100 рублей за доллар прямо сегодня. А с другой — надо понимать, что 150 рублей за доллар увидят не наши внуки-правнуки, а вполне мы с вами».
Экономист Дмитрий Прокофьев дает ценные советы в этой сложной ситуации:
«Вот чем следить за курсом рубля к доллару и строить прогнозы, лучше бы сейчас пойти технику обновить (ну, если кому-то надо). Опять же, летом скидки. Новые то партии к осени/зиме уже по другим ценам придут.
Если серьезно — в какой степени снижение курса рубля отразится на ценах на товары? Конечно, полного переноса девальвации в цены не произойдет — импортеры конкурируют друг с другом и с «местным производителем» и резко поднимать цены не будут, какие-то товары производятся в РФ из местных компонентов, ну и всегда найдутся те, кто думает, что шок курса временный и рубль укрепится (хотя таких все меньше)
Статистика показывает, что в России в нулевые годы снижение курса рубля на 10% приводило к росту общего уровня цен примерно на 3% в тот же месяц и на 6% в течение года. То есть мгновенный эффект переноса был равен 0,3, а долгосрочный эффект переноса — 0,6.
Но потом ситуация стала изменяться — резкое снижение цен на нефть в 2014 году обернулась снижением курса рубля, которое, в свою очередь внесло вклад в увеличение уровня инфляции с 6% в 2013 г. до 16% в 2016 г.
Именно тогда, кстати, ЦБ РФ перестал управлять курсом и сосредоточился на подавлении инфляции. Объяснение может быть здесь вот какое — там, где центральные банки упираются в инфляцию, а не в курс — там эффект переноса ниже. (…) Лучше пойти в магазин (не является инвестиционной рекомендацией)».