Posted 7 июля 2023, 11:23
Published 7 июля 2023, 11:23
Modified 7 июля 2023, 11:25
Updated 7 июля 2023, 11:25
Каждый сезон небольшой поселок Умба на Кольском полуострове наполняется рыбаками со всей страны. Люди едут на нерест горбуши, который происходит каждые два года. Но в этот раз над поселком витает тревога и разочарование. Люди часами сидят у воды в ожидании хода горбуши.
«В позапрошлом году в это же время рыбы было столько, что просто сачок подставляй и вытаскивай, даже удочка не нужна была. А сейчас просто ничего нет. Пропала», — говорит один из рыбаков.
Нерест — важная статья дохода для местных жителей. Они не только сами ловят рыбу, но и сдают жилье туристам, оказывают услуг. Но не будет рыбы, не будет и приезжих.
«1500 километров проехали сюда, лицензию на рыбалку купи, — загибает пальцы турист из Твери, — на 12 часов это 2000 рублей, снять убогий домик — 5000 в сутки. Сходить в душ к местной бабушке — 1000 рублей. И все ради того, чтобы сидеть на берегу и смотреть на пустую реку. Конечно, пойманная рыба поездку не отобьет, но и без рыбы никакой радости от отпуска нет».
Первая версия, которая родилась у рыбаков — всю рыбу забрали промысловики, которые расставили неводы в устье реки. Но все оказалось сложнее.
На жалобы отреагировало местное отделение ОНФ.
«Нерест — это хлеб для жителей поселка, столько туристов туда приезжает, — говорит руководитель мурманского исполкома ОНФ Максим Сахневич, — нам сообщили, что якобы стоят огромные неводы, появилось видео и фото, якобы закрыли горловину и рыба не поступает в реку. Сразу поставили в известность правительство региона, ФСБ, прокуратуру. Насколько я знаю, проверка проводится, в том числе пограничниками по тем компаниям, которые там работают».
Но версия о том, что всю рыбу забрали промысловики, не подтвердилась, они сами сидят с пустыми сетями.
«Мы разговаривали с компаниями, которые там работаю, они горловину не закрывают, и все делается в рамках квот, — говорит Максим Сахневич, — в этом году им выдано разрешение на вылов 1200 тонн, но пока выловлено только сорок тонн. Понятно, что люди ждут рыбу, и где-то раздражены, поэтому непонятна работа муниципалитета. Никогда бы не было такой ситуации, если бы муниципалитет с людьми, которые сейчас находятся на территории этого района, вели работу. Рыболовные компании готовы встречаться с людьми, показывать свои сети, что они ничего не перекрывают, а муниципалитет говорит: это не нашли полномочия».
Представитель ОНФ считает, что если рыба не придет, то в конечном итоге это отразится не только на местных жителях и рыболовах, но и на рынке в целом, так как по большей части горбуша и икра поступает в продажу, а не съедается рыбаками.
Ответа на этот вопрос пока ни у кого нет, и возможно в ближайшее время не будет. По словам источника местного издания «МК-Мурманск» в Мурманрыбводе, миграционное поведение горбуши никто толком не изучает.
«Белое море совершенно законно перекрыто сетями, на это получено разрешение. Не могу сказать, страдают от этого другие рыбаки или нет, но полностью ход горбуши это не перекрывает. Реальной причины, по которой ее нет в том количестве, в котором ее ожидают, никто не знает. Поведение горбуши уже давно не изучают», — сообщил собеседник.