Posted 3 июля 2023,, 14:36

Published 3 июля 2023,, 14:36

Modified 3 июля 2023,, 14:38

Updated 3 июля 2023,, 14:38

Cтоктон Раш внутри батискафа Cyclops I в июле 2017 года

The New Yorker: электрику на «Титане» проектировали студенты-тинейджеры

3 июля 2023, 14:36
Фото: The New Yorker
Cтоктон Раш внутри батискафа Cyclops I в июле 2017 года
Компания OceanGate, которой принадлежал взорвавшийся батискаф, нанимала для проектирования систем электрики стажеров-тинейджеров. Колледж Университета штата Вашингтон отправлял сюда студентов вплоть до 2019 года, и Стоктон Раш брал их на работу, несмотря на предупреждения экспертов о рисках.

«Вся система электрики — это был наш проект, мы внедрили ее, и она работает», — сказал в 2018 году университетской газете один из этих подростков, студент колледжа Марк Уолш. Он начинал в OceanGate стажером, сообщает The New Yorker. а затем стал ведущим инженером-электриком. В том же интервью он рассказывал о том, что уже нанял в команду нескольких стажеров из своей альма-матер и намеревался нанять еще. Как следует из профиля Уолша в LinkedIn, в 2019-м он покинул OceanGate.

The New Yorker также цитирует Роба Маккаллума, бывшего консультанта OceanGate, который некоторое время работал с компанией по вопросам маркетинга и логистики. Маккаллум оторый рассказал о том, что состоятельных клиентов, совершавших экспедиции на «Титане», никогда не назвывали «пассажирами». Это делалось, чтобы избежать серьезных юридических последствий в случае чьей-либо смерти. Все, кто платил по 250 000 долларов за погружение, в документах именовались «специалистами миссии». Эти люди также не покупали билетов — вместо этого они вносили определенную сумму денег для «финансирования своих собственных миссий».

По словам Маккаллума, перевозка пассажиров на «экспериментальном подводном аппарате, не прошедшем классификации» по законам США запрещена, и в случае их гибели компания столкнулась бы с огромными юридическими проблемами. Называя пассажиров членами экипажа, компания тем самым снимает с себя часть ответственности за их гибель. «В глазах закона у вас и в этом случае будут некоторые неприятности, — сказал Масккаллум. — Но если вы убьете пассажира, неприятности будут очень крупные».

Также Маккаллум сообщил, что, прежде чем батискаф взорвался, его экипаж предпринял попытку сбросить балласт и подняться на поверхность. «Отчет, который я получил сразу после события — задолго до того, как они были объявлены пропавшими, — указывал на то, что подлодка приближалась к отметке в 3500 метров». После этого аппарат «сбросил груз», то есть прервал погружение, а затем связь с ним была потеряна.

Маккаллум уже второй, кто заявил, что «Титан», скорее всего, пытался всплыть незадолго до взрыва. Прежде об этом говорил Джеймс Кэмерон, который ссылался на свидетельства «членов сообщества» о том, что «Титан» сбросил балласт и люди на борту «пытались справиться с чрезвычайной ситуацией». Считается, что судно во время погружения пилотировал сам Раш.

Как соучредитель экспедиционной компании EYOS Expeditions, Маккаллум руководил погружениями в том числе и к месту кораблекрушения. В отличие от «Титана», его судно было одобрено для погружения на экстремальные глубины обществом морской классификации DNV. В 2018 году Маккаллум был в числе экспертов, которые предупреждали Стоктона Раша, что пассажиры его батискафа рискуют, поскольку подводный аппарат не прошел процедуры независимой сертификации. Как выяснилось уже после гибели «Титана», Раш воспринял эти опасения как «серьезное личное оскорбление» и попытку задушить инновации в индустрии океанских экспедиций.