«Глупеет ли человечество в данный момент? Хочется верить, что нет. Но, глядя вокруг, — не исключено…
Сегодня с утречка я пепрепринимал экзамены по анатомии центральной нервной системы, и что-то вот после таких пересдать какая-то грусть-тоска накатывает, прямо пессимизм.
Большая часть студентов не пришла, а пятеро пришли, и никто не сдал. Грустно.
Тут можно по-разному подходить. Но вопрос в том, как это дело оценивать. Про студентов можно, конечно, всякие шуточки отпускать, а если говорить про человечество в целом и про эволюционный процесс, как это определить?
Как посчитать, какой интеллект в среднем был в XV веке, по каким параметрам это сделать? А какой интеллект был пять тысяч лет назад?
У нас есть пирамиды построенные, каналы прокопанные, ножики, которые были каменные, затем металлические — надо ли было для этого много ума, это был один такой гений, или они все были такие головастые, очень трудно сказать.
У нас есть один, строго говоря, интегративный показатель — это размер мозга.
Он у нас рос где-то 2,5 млн лет подряд, а 25 000 лет последних — уменьшается. И это настораживает.
Так что есть ощущение, что интеллект всё-таки в среднем падает на планете. Потому что мы живём хорошо. У нас производящее хозяйство и умных людей надо прямо не так уж много.
Вообще, известный феномен, что земледельцы и скотоводы в среднем глупее, чем охотники-собиратели, потому что у охотников-собирателей жизнь труднее, она неожиданнее и каждый раз ставит какие-то неожиданные задачи.
А у земледельцев всё по рельсам — вспахал, посеял, сжал, обмолотил, муку сделал, всё прекрасно. Лепешки испёк, съел, снова иди пахать, всё по циклу.
Один раз календарь придумали, ну, опять-таки, кто-то один шибко умный, а дальше все им пользуются.
А поскольку сейчас у нас совсем уже благолепие, мы, большинство, даже земледелием можем не заниматься. Кто-то придумал гайку, кто-то эти две гайки свинтил, кто-то ещё чего-то сделал, в итоге получился комбайн, посадили одного человека, который умеет этот комбайн водить, он вспахал сразу до горизонта, и все наелись.
А остальные могут подстригать собачек, записывать подкасты, рассказывать про австралопитеков, и, в принципе, честно говоря, сильно много ума для этого не надо. И, по-видимому, в среднем, мы всё-таки немножко тупеем, есть такое подозрение.
Что касается гаджетов — о влиянии неизвестно. Потому что такого в истории не было никогда. А выводы мы делаем тогда, когда с чем-то сравниваем. А тут сравнивать не с чем. Потому что наш мозг не возникал для «Тик-Тока» и гаджетов, он возникал для того, чтобы бегать по полям с каким-нибудь каменным топором, с дротиком и охотиться на сайгаков. Вот для этого у нас мозги.
А чтобы тыкать пальцем в телефончик, мозг не предусмотрен, это телефончик заточен под то, что мы умеем тыкать пальчиком во что-нибудь, козявочек выковыривать из коры, допустим.
Вообще, в этом смысле я достаточно спокоен, потому что тыканье в телефончик, скорее всего, никак не влияет на плодовитость и выживаемость потомства, по крайней мере, не повышает плодовитость точно, как-то я сильно в этом уверен, — а влияло бы, если бы это сильно влияло на плодовитость. Тут только если в отрицательную сторону. Ну, в принципе, у нас в мире перенаселение, по планете в целом, поэтому, может быть, и слава Богу.
Если бы тыканье приводило к тому, что детей становилось больше, они лучше выживают, да ещё и сами лучше плодятся, тогда бы, да, у нас бы отбор шёл, и через какие-то там поколения это бы как-то на нас сказалось, пальчики бы изменились, острота зрения, что-нибудь такое. …Но влияет ли как-то телефончик на последующие поколения, пока, честно говоря, науке неизвестно».
Целиком выпуск с участием Станислава Дробышевского можно посмотреть здесь.