Posted 29 июня 2023, 11:42
Published 29 июня 2023, 11:42
Modified 29 июня 2023, 11:44
Updated 29 июня 2023, 11:44
Одним из российских анти-достижений последних лет стало последовательное отлучение граждан страны от демократии, когда участие в выборах превратилось в пустую формальность, а все общественные инициативы либо тормозятся, либо перехватываются чиновниками разных уровней. Даже еще не так давно цветущее правозащитное поле сжалось до крохотной поляны разрешенных властью акций. России к такому положению дел не привыкать, это она проходит с незавидной регулярностью. В этих условиях, новую актуальность приобретает так называемая «теория малых дел», которую проповедовали представители народнической интеллигенции в 1880-х годах, разочаровавшись разгромом организации «Народная воля» и неудачей знаменитой общественной кампании «хождения в народ». Вот и начали адепты новой теории призывать соратников занять активную социальную позицию, и вместо проповеди всяческих свобод, просто идти работать в село учителями, агрономами, врачами… То есть посильно служить народу, чтобы собственным примером исподволь перевоспитывать его. Примерно то же самое проповедуют сегодня и российские либералы, не уехавшие в эмиграцию, но и не вполне смирившиеся со своим поражением.
Вот, что пишет по этому поводу публицист Дмитрий Травин:
«Есть такая интеллектуальная мода — ругать теорию малых дел. Но теория больших дел на самом деле оборачивается теорией большого безделья.
Маленькие люди, рассуждающие о больших делах, редко получают возможность их осуществить. Смелые маленькие люди безрассудно устремляются в большие дела не тогда, когда есть для них возможность, а тогда, когда душа просит. И часто оказываются за решеткой. Трусливые маленькие люди много говорят о важности больших дел, всю жизнь ждут подходящего момента, но обычно так и не дожидаются. По результатам эти два подхода схожи: в обоих случаях нет ни больших дел, ни малых. В обоих случаях энтузиасты больших дел сидят и ждут: одни за решеткой ждут освобождения, другие на свободе ждут момента. Первые молчаливы, трагичны и внушают к себе уважение. Вторые болтливы, нахальны и вызывают раздражение у того, кто реально какими-то делами занимается.
В отличие от больших дел малые дела бывают иногда столь малы, что их даже со стороны не видно. Над малыми делами легко смеяться. Огромная масса людей про них вообще никогда не узнает, поскольку нельзя ведь знать про все дела, творящиеся вокруг нас. Но если оценивать значение малых дел, то сравнивать их надо не с большими делами, а с большим бездельем. Поскольку больших дел все равно нет, а большое безделье всегда вокруг нас: энергичное, агрессивное, говорливое и постоянно отвлекающее от реальных дел тех малых деятелей, которые вынуждены так или иначе отбиваться от нападения больших бездельников.
Мне нравятся те, кто делают малые дела, даже если порой мне очень не нравится их политическая позиция. Некоторые малые дела на самом деле готовят большие дела будущего, хотя сами деятели об этом часто не догадываются.
Только не спрашивайте меня, какие малые дела надо делать сегодня ради больших будущих перемен. Возможности каждого зависят не от советов, а от личных умений и склонностей. Единственный совет, который здесь можно дать: не упустите свое малое дело из-за соблазна большого безделья».
Надо отметить, что большая часть читателей Травина поддержала его тезисы, полагая, как и народники 150 лет назад, что малые дела по мере накопления приведут к большим. Так философ Евгений Балашов пишет:
«Мы выбираем, нас выбирают.
Как это часто не совпадает…
Если человек в молодости ставит себе заоблачные цели, то, возможно, что он достигнет планки выше, чем тот, кто довольствовался малыми делами. Но ведь судьба-злодейка может повернутся и так, что не хватавший звезд с неба прохвост, может прыгнуть гораздо выше умной и талантливой личности. У каждого свой «звездный час» очевидно. Тот, кому удается поймать свой миг удачи, превращает любое малое дело в большое».
А вот пенсионер из Новосибирска Николай Поносов более скептичен в своем комментарии:
«Мой отец в 1940-м получил 10 лет по статье 58-10 за неуместно сказанную фразу… Когда я подрос и стал в какой-то мере ориентироваться в общественной жизни, то понял, что опыт отца учит не разбрасываться по пустякам своими силами и жизнью в ситуации, когда всякого рода акции имеют нулевой эффект… В 1960-х „Голос Америки“, самиздат… В конце 1980-х бурная жизнь: митинги, листовки, плакаты… Сопредседатель местного отделения Республиканской партии. В 1990-х — постепенный спад и только небольшая кучка активистов оставалась деятельной. Большим событием для нас был приезд к нам в Новосибирск Дмитрия Яковлевича Травина. Сейчас? Сейчас остался лишь один вид оружия — ирония, сарказм, насмешка…
А вот журналист Олег Пшеничный считает, что в этой ситуации любая деятельность хороша:
Проблема зашита в сам язык. Когда говорят «малое дело», «маленький человек», подразумевается, что «малый» заведомо хуже «большого», хотя это лишь обозначение геометрического параметра, при чем тут «дело», или «человек» (если речь не о росте)
Критика такого подхода тоже есть в языке, в выражении «меряться членами».
Катастрофические последствия для самосознания имело постоянное вбивание в голову «1/6 часть суши» как некоего достоинства государства. Или, например, восхищение многоэтажными зданиями, или количеством населения в городе как тоже какого-то преимущества, хотя для общежития людей это как раз вредные пороки мегаполисов.
Нет никаких «малых дел». Есть или дело или безделье. Умная домохозяйка важнее политика, который 90% усилий тратит только на обретение, а потом удержание власти, и только 10% — на «большие дела», еще и с неизвестным результатом. А труд и результат труда домохозяйки налицо каждый день».