Андрей Злобин, к. т. н., эксперт Центра планетарной защиты
В ближайшие несколько лет взрыв может повториться. Куда придется следующий мегатонный удар астероида или кометы?
Я не спрашиваю «когда» это снова произойдет, поскольку время уже известно довольно точно. Прилет может случиться в ближайшие несколько лет. Имеют место железобетонные факты, и противопоставить им нечего. Безответственные попытки некоторых оптимистов ссылаться на якобы малую вероятность астероидной опасности не выдерживают никакой критики. Сегодня на повестке дня только один вопрос — куда может прийтись очередной мегатонный удар космического тела?
В 1908 году несказанно повезло Санкт-Петербургу, с которым Тунгусский метеорит разминулся всего на четыре часа. Еще немного и человеческие жертвы измерялись бы сотнями тысяч. Падение Тунгусского метеорита было событием в высшей степени опасным. Вызванный метеорным телом взрыв поражает воображение — он бы сравним с советской термоядерной Царь-бомбой, и по разным оценкам его мощность составляла до нескольких десятков мегатонн тринитротолуола (ТНТ).
Масштабы космической катастрофы говорят сами за себя. Удар Тунгусского метеорита повалил вековую сибирскую тайгу на площади в две тысячи квадратных километров, а на площади в двести квадратных километров мгновенно вспыхнул масштабный пожар. Воздушная волна взрыва не раз обогнула земной шар и была зафиксирована приборами в самых отдаленных уголках планеты. Взрыв вызвал местную геомагнитную бурю, зарегистрированную почти за тысячу километров — в Иркутске. Многие помнят и другое падение, которое произошло совсем недавно. В 2013 году Челябинский метеорит вызвал настоящую панику в крупнейшем уральском мегаполисе. И хотя метеорит был существенно меньше, и не попал точно в Челябинск, его жителям досталось по полной программе: частичные разрушения, выбитые стекла, многочисленные травмы и психические расстройства.
Человечество трагически недооценивает астероидную опасность. Значительная доля дезинформации исходит даже от такого уважаемого источника, как американское космическое агентстве NASA, заявившего в марте 2021 года, что в ближайшие 100 лет риска столкновения Земли с астероидами якобы нет. Однако удивляет крайне низкий научный уровень таких публикаций американских ученых.
На примере Тунгусской катастрофы американцы демонстрируют плохое знание законов сверхзвуковой аэродинамики. Так, интерпретируя факты, представители NASA допускают грубейшую ошибку в определении направления движения Тунгусского космического тела. В действительности оно двигалось «с юго-юго-востока на северо-северо-запад», то есть почти перпендикулярно (!) направлению, указанному в статьях американцев. Совершенно очевидно, что такие «научные труды» авторов из NASA представляют собой стопроцентный абсурд. Не менее сомнительны попытки американцев математически описать Тунгусское падение с использованием прямого гидродинамического моделирования. Подобные расчетные работы были проведены на суперкомпьютере американской лаборатории SANDIA. Вполне справедливо результаты прямого гидродинамического моделирования раскритиковал крупнейший механик, академик Российской Академии наук С. С. Григорян. Другими словами, в NASA весьма смутно представляют себе не только физику космической катастрофы 1908 года, но даже параметры орбиты Тунгусского метеорного тела. Можно ли при этом всерьез воспринимать прогнозы агентства об отсутствии астероидной опасности в ближайшее столетие?
Автор этих строк начал изучать падение Тунгусского метеорита еще будучи студентом кафедры газовых турбин МВТУ им. Баумана и посвятил исследованиям более 40 лет. В 1988 году участвовал в экспедиции на Подкаменную Тунгуску под руководством академика Н. В. Васильева. Дополнительно окончив факультет «Вычислительной математики и кибернетики» МГУ им. Ломоносова, продолжил исследовательские работы по Тунгуске в Центральном институте авиационного моторостроения ЦИАМ. Для этого, с одобрения начальника института Д. А. Огородникова, при молодежной организации ЦИАМ была создана Общественная лаборатория атмосферных исследований. Попутно я на кончике пера сделал открытие явления сверхпроводимости в метеоритах, причем от института об этом была направлена официальная научная статья в Комиссию по метеоритам и космической пыли Сибирского отделения Академии наук СССР. В 1995 году сделал доклад на конференции в Президиуме Академии наук. В итоге я последовательно впитал опыт трех сильнейших научных школ страны — МВТУ, МГУ, ЦИАМ, а также тщательнейшим образом изучил место катастрофы 1908 года, включая более десятка собственноручно пробитых в вечной мерзлоте шурфов, изучил фактический материал, массу научных публикаций, выполнил множество экспериментальных и компьютерных исследований на базе современных методов вычислительной математики. Мой багаж аргументов поистине огромен и потому я сегодня имею все основания бить тревогу.
В очередной раз привожу голые факты. За предыдущее столетие имели место несколько крупных болидов. Перечислю их, указывая в скобках год: Тунгусский (1908), Бразильский (1930), Катавский (1941), Сихотэ-Алинский (1947), Витимский (2002), Челябинский (2013). Пару лет назад «Новые Известия» уже публиковали мою диаграмму, на которой видна тесная связь между этими болидами и пиками солнечной активности. Много раз я писал также о причинах циклической активности Солнца, обусловленной падением на нашу звезду других космических тел. Даже такой великий физик, как лорд Кельвин, допускал подобную возможность, объясняя метеорными ударами особенности движения солнечной массы.
Сторонниками метеорной природы появления солнечных пятен были и другие известные ученые. Таким образом, можно заключить, что крупные болиды имеют место на Земле тогда же, когда метеорной «бомбардировке» подвергается и Солнце и вся околосолнечная область. «Управляет» цикличностью солнечных пятен планета-гигант Юпитер, воздействующая своей гравитацией на кометы и астероиды с периодом в 11 лет. Способствует появлению циклов спиральная структура кометно-астероидного облака, окружающего Солнечную систему. Именно поэтому активность Солнца меняется от минимума до максимума за тот же одиннадцатилетний период. Соответственно, так называемые числа Вольфа, характеризующие солнечную активность, можно использовать в качестве индикатора астероидной опасности.
Посмотрим еще раз на диаграмму. За предыдущие 110 лет крупные болиды имели место на шести пиках активности нашего светила. Отсюда легко вычислить вероятность астероидной опасности почти за столетие. Эта вероятность близка к 50% и даже несколько выше. Вероятность в 50%, например, характеризует исход многократного подбрасывания монетки — орел или решка. Получается, что человечество играет в аналогичную опасную игру каждые одиннадцать лет, когда на нашем Солнце появляется максимальное количество солнечных пятен. В настоящее время формируется очередной солнечный цикл, пиковые значения которого придутся примерно на 2024–2027 годы. У человечества осталось всего полгода, чтобы попытаться отреагировать на возможную ближайшую астероидную угрозу. Заверения в том, что множество опасных астероидов и комет уже обнаружены и отслеживаются, утешают мало.
Если космическое тело будет двигаться к Земле со стороны Солнца, то оно попадает в слепую для наблюдения область, и обнаружить его приближение будет крайне сложно. Кроме того, многие астрономы давно жалуются на слишком большую засветку ночного неба освещением городов, что затрудняет астрономические наблюдения. Не говоря уже о маскирующем воздействии огромного количества спутников и еще большем количестве космического мусора на околоземных орбитах. Надеяться на своевременное обнаружение всех приближающихся опасных космических тел при этом слишком самонадеянно. Известны и оценки, согласно которым космические тела размером с Тунгусское падают на Землю примерно один раз в сто лет. В начале прошлого столетия уже случилось. Мы сегодня живем в начале следующего столетия. Есть о чем задуматься, хотя, быть может, уже поздно. Парировать внезапные десятки мегатонн очередного «тунгусского метеорита» очень и очень сложно. Слабая надежда на теорию вероятностей — авось пронесет. Несмотря на многократные предупреждения ученых, человечество долгие годы слишком беспечно относилось к астероидной угрозе. Возможно, наступает момент, когда всем полезно будет перечитать знаменитую басню Крылова про стрекозу и муравья: «Ты все пела — это дело…».