Екатерина Максимова
Глава СУАЛа Олег Фомичев рассказал «Коммерсанть» о том, что мажоритарий «Русала» (читай — Олег Дерипаска) фактически отстранил «СУАЛ Партнерс» от управления алюминиевой компанией. Вот основные тезисы интервью.
Справка: в состав акционеров крупнейшего в мире производителя алюминия «Русал» входят En+ с долей 56,88% (холдинг с запутанной схемой владения акционерным капиталом, но подконтролен Дерипаске), «СУАЛ Партнерс» с долей 25,52% (подконтролен Вексельбергу). Еще 17,60% ценных бумаг (включая долю ВЭБ 3,15% акций) в свободном обращении. Основатели объединенной компании — Олег Дерипаска, Виктор Вексельберг и швейцарская Glencore.
«Русал» рекомендовал их не выплачивать по итогам 2022 года. Причину такого решения в компании Виктора Вексельберга не понимают.
«По отчетности компании видно, что она получила в виде EBITDA от операционной деятельности, а также дивидендов от „Норникеля“ $8,5 млрд за 2021–2022 годы. Инвестпрограмма за этот период, по данным отчетности, составила около $2,4 млрд Минимальная сумма дивидендов за 2022 год составляет $546 млн, а с учетом уже выплаченных промежуточных дивидендов — $244 млн. Это точно не является бременем для компании, получившей в 2022 году EBITDA от операционной деятельности в размере $2 млрд, дивиденды от „Норникеля“ в сумме $1,6 млрд и аккумулировавшей на счетах на конец 2022 года рекордные за 12 лет $3,2 млрд», — привел данные Олег Фомичев.
Он также добавил, что «СУАЛ Партнерс» не первый год пытается получить дивиденды при очень хороших финансовых показателях «Русала».
«Но каждый раз встречаем отказ под разными предлогами: анонсируются сверхамбициозные инвестиционные планы, делаются попытки купить за рубежом какие-то активы или инвестировать в непрофильный бизнес. У нас крепнет подозрение, что менеджмент с молчаливого согласия совета директоров действует в интересах мажоритарного акционера», — говорит Фомичев.
Стоит отметить, что с 2018 года алюминиевый гигант не распределял дивиденды между акционерами, что объяснялось необходимостью снижения задолженности компании. Тем временем сам «Русал» годами получал рекордные дивиденды от «Норникеля» в размере 60% от EBITDA.
Фомичев даже вспомнил недавнее интервью представителя «Русала» в совете директоров «Норникеля» Елены Безденежных, в котором она говорила о нарушении прав миноритариев «Интерросом» (подконтролен Владимиру Потанину).
«Она говорила о нарушении прав миноритариев „Интерросом“. Мы готовы подписаться под каждым ее словом, но только в отношении нас и самого „Русала“. Все претензии, которые они адресуют „Интерросу“, могут быть перенаправлены к „Русалу“, — отметил глава СУАЛа Олег Фомичев.
И напомнил, что между En+ и «СУАЛ Партнерс» существует акционерное соглашение, которое продолжает действовать и регулирует взаимоотношения акционеров, в том числе исполнение дивидендной политики. «Мы, в отличие от партнеров, неукоснительно соблюдаем акционерное положения. Систематические нарушения соглашения со стороны En+ могут стать поводом для арбитражного разбирательства. Мы готовы сделать этот шаг», — заявил Фомичев.
Напомним, «Русал», как один из акционеров компании «Норильский Никель», много лет открыто конфликтует с Владимиром Потаниным из-за размера дивидендов. Суть в том, что «Русал» не желал менять дивидендную политику «Норникеля». А все потому, что по дивидендной формуле, которая действовала до 1 января 2023 года, на выплаты акционерам предусматривались рекордные 60% EBITDA.
Краткий пересказ интервью Фомичева уложится в одно предложение: мажоритарный акционер «Русала» и совет директоров компании фактически заблокировали участие «СУАЛ Партнерс» в жизни компании.
Более того, в состав совета директоров был допущен только один представитель Виктора Вексельберга, но одно место в совете директоров позволяет получать информацию, но не влиять на решения.
«Совет директоров и его председатель попустительствуют любому решению мажоритарного акционера и не относятся с должной тщательностью и необходимым критическим анализом к предложениям менеджмента, притом что кандидатуры и председателя, и независимых директоров прошли утверждение в OFAC, что в том числе подразумевает, что они должны быть действительно независимыми и действовать в интересах всех акционеров. На деле вы видим обратную картину», — говорит Фомичев.
По поводу чего «СУАЛ Партнерс» также анонсировал обращение в суд.
«Новые Известия» сообщали, что акционеры «Русала» весной отклонили требование «СУАЛ Партнерс» о доступе к материалам по сделкам «Русала» с американской компанией Braidy Industries и покупке 9% акций энергохолдинга «РусГидро».
«Начнем с того, что „РусГидро“ абсолютно непрофильный для „Русала“ актив. Он не решает проблем компании, не ведет к повышению эффективности или снижению издержек. Эта сделка отвлекает средства на финансовый актив в виде акций, которые в текущей ситуации принесли убытки», — прокомментировал представитель «СУАЛ Партнерс».
Он также заверил: «Мы готовим обращение в суд в отношении членов совета директоров, которые не обеспечили контроль над сделками, которые привели к многомиллионным убыткам для компании. Это касается не только инвестиций в Braidy и „РусГидро“, но и сделок по хеджированию цен на алюминий, которые, судя по отчетности, тоже оказались убыточными».
И к ней у крупнейшего миноритария компании «Русал» накопилось множество вопросов.
«Мы не видим внятной инвестиционной программы, исходя из которой акционерам было бы понятно направление развития компании. Мы видим декларации и громкие заявления, а не завершенные проекты. Как правило, на совет директоров менеджмент выносит общую концепцию и красивую презентацию. Мы не видим ни глубокой проработки, ни качественной оценки эффективности заявленных проектов.Например, есть громко анонсированный проект строительства глиноземного завода и глубоководного порта в Ленинградской области стоимостью в 400 млрд руб. Несомненно, важный и нужный проект, но неясно, какого уровня экспертизу он прошел, насколько детально проработан и просчитан», — говорит Фомичев.
В целом он заверил, что СУАЛ, с учетом сложившейся ситуации, будет добиваться соблюдения прав в равной степени и отстаивать интересы компании.
«Наше законодательство об акционерных обществах содержит годами выстраданные нормы, которые позволяют сбалансировать интересы мажоритария и миноритариев. Сейчас в отношении всех миноритариев „Русала“ с подачи мажоритарного акционера применяется необоснованный режим дискриминации и фактическое поражение в правах по сравнению со статусом акционеров в стандартных российских АО. Отдельное недоумение и разочарование вызывает тот факт, что совет директоров компании последовательно уклоняется от решения и даже признания проблемы, дежурно ссылаясь на некие „технические сложности“, — резюмировал Олег Фомичев.
Добавим, что в данный момент «СУАЛ Партнерс» требует, чтобы руководство «Русал» предоставило и информацию по убыточному хеджу цен на алюминий в 2021–2022 годах. Общее собрание акционеров должно рассмотреть этот вопрос 1 августа. Но, судя по интервью с Олегом Фомичевым, миноритарный акционер в очередной раз не получит доступа и к этим данным.