Posted 28 июня 2023,, 11:08

Published 28 июня 2023,, 11:08

Modified 28 июня 2023,, 11:10

Updated 28 июня 2023,, 11:10

Current Biology: предки человека были свидетелями вымирания динозавров

28 июня 2023, 11:08
Фото: geologyscience.com
Совместное исследование британских и швейцарских палеобиологов показало, что наши предшественники не только застали динозавров, но и стали свидетелями их массового вымирания в результате падения астероида.

Вопрос о том, когда на Земле появились плацентарные млекопитающие, к которым относится и человек, — до или после вымирания динозавров? — долгое время считался спорным. Исследование сотрудников Бристольского университета и Университета Фрибурга может поставить точку в этих дебатах, пишет Earth.com. Оно показало, что самые ранние формы наших далеких плацентарных предков появились уже в меловой период, на короткое время застав динозавров и даже став свидетелями их гибели.

Нептичьи динозавры исчезли с лица Земли в результате мел-палеогенового вымирания около 66 миллионов лет назад. Самые древние из найденных окаменелостей плацентарных обнаружены в более молодых породах, образованных уже после судьбоносного падения астероида, оставившего после себя кратер Чикшулуб на полуострове Юкатан. То есть прямых доказательств того, что плацентарные были современниками динозавров, нет.

Авторы нового исследования построили модель, которая позволила отмотать время вспять и восстановить неизвестные нам звенья. Проанализировав имеющиеся окаменелости плацентарных, они выявили закономерности возникновения и вымирания различных групп и смогли построить модель их эволюции. Она показала, что самые ранние представители плацентарных могли появиться уже в меловой период и какое-то время сосуществовать с динозаврами.

В общей сложности исследователи изучили набор данных, представляющих 380 семейств плацентарных. Оказалось, что 21,3% из них могли существовать еще в меловом периоде, в том числе группы, из которых впоследствии развились приматы, собаки и кошки, зайцы.

Более близкие к современным видам плацентарные стали появляться уже после падения астероида, который вызвал массовое вымирание. Вероятно, помогло исчезновение конкуренции со стороны динозавров и других видов, ставших жертвами вымирания.

Исследование A timescale for placental mammal diversification based on Bayesian modeling of the fossil record опубликовано в журнале Current Biology.

Мел-палеогеновое вымирание

Одно из пяти «великих массовых вымираний» в истории Земли произошло приблизительно 66 миллионов лет назад, ознаменовав конец мелового периода и начало палеогенового. Гипотеза, которой сегодня придерживается большинство ученых, предполагает, что причиной был крупный астероид или комета, врезавшийся в Землю недалеко от нынешнего полуострова Юкатан в Мексике. При падении небесного тела с диаметром 10-15 километров высвободилось огромное количество энергии, что привело к пожарам, цунами и сильным штормам. Выброс обломков в атмосферу заблокировал солнечный свет и ознаменовал начало глобального похолодания. Оно радикально изменило климат Земли в последующие годы и привело к массовому вымиранию, жертвами которого стали нептичьи динозавры и другие группы млекопитающих и птиц, морских рептилий и беспозвоночных. В общей сложности исчезло около 75% всех видов на Земле. Последовавшее восстановление жизни на планете заняло миллионы лет.