О том, что бросил кинорежиссуру из-за цензуры, которой подвергся фильм «Верой и правдой»
Я бросил кинорежиссуру из-за цензуры после фильма «Верой и правдой». В 1979-м году он был выпущен или в 1980-м, но он очень пострадал от цензуры.
Картина «Верой и правдой» вообще была остановлена на середине производства, и мне было сказано директором Мосфильма: «Ты думаешь, что ты истратил миллион и мы дадим второй миллион истратить? Нет. Пока ты не переделаешь то, что ты снял, дальше ты снимать не будешь».
Дело в том, что намечалась картина, где было много смешных сцен и стиль картины был гротеск, конечно. Там играли замечательные артисты, там была сцена Серёжи Шакурова с Евгением Павловичем Леоновым, от которой можно было подохнуть со смеху.
Выяснилось, что рассказывать о советской жизни в стиле гротеск невозможно. Это категорически запрещается.
О том, как, будучи советским чиновником, требовал отменить цензуру
Я был чиновником в горбачёвские времена, исполнял обязанности первого секретаря Союза кинематографистов СССР. Это тогда был пост по масштабу вроде министерского.
Избрали на V съезде Элема Климова в качестве председателя, но он через год попросил меня занять его пост. Вот три года я был чиновником.
И в эту пору мы первые, Союз кинематографистов СССР, на одном из своих пленумов в открытую потребовал отмены государственной цензуры.
О бюджете фильма «За нас с вами» и о том, почему он не вышел в прокат
Картина стоила миллионов 70, наверное. Если бы он вышел на экраны, я думаю, у него были бы все шансы окупиться.
При ситуации, когда он идёт на трех платформах — я не знаю. Не было предложений со стороны прокатчиков.
Уже сейчас прошло две недели, как фильм был выпущен на трёх платформах и уже количество зрителей перевалило за 300 тысяч.
Так что, не знаю, окупится он или нет, сомневаюсь в этом, но, по крайней мере, интерес к нему остается очень большой.
О том, почему Роман Абрамович решил вложиться в фильм «За нас с вами»
Я направлял ему сценарий. Он читал, потом высказывался и всё.
О том, почему не хотел снимать фильм «За нас с вами» за государственные деньги
Понятия не имею. Может, и дали бы (деньги, — прим. «НИ»). Не знаю.
Я обратился к частным спонсорам, и они мне ответили удовлетворительно, дали деньги, на которые мы сняли эту картину.
К государству я обращался за прокатным удостоверением, когда была готова картина, и, к счастью, я его получил без всяких затруднений.
О критике фильма «За нас с вами»
Я как-то набрал название картины в интернете «За нас с вами» и поставил отзывы. И был совершенно потрясён, потому что это такой поток злобы, грязи, доносов на меня.
Значит, они пишут про фильм, что это «жидовский заказ», а сам я жид у них.
Там есть требование: когда же наконец вернётся государственная цензура, чтобы таким пошлякам как Смирнов не давать делать то, что они делают.
Значит, утверждают, что эта картина русофобская. Вообще слово «русофоб» повторяется довольно часто, что евреи изображены с симпатией, а русских унижают, что, конечно, абсолютный бред сивой кобылы.
Это люди, которые просто не умеют смотреть кино, думаю, просто бездарные люди. Поэтому они так сражаются, если пишут, что героиня «ничего особенного», «некрасивая» и т. д.
А Юлия Снигирь, с моей точки зрения, одна из самых ярких красавиц мирового кинематографа и мало кто из актрис американских или французских могут соперничать с ней в смысле красоты да и в смысле таланта тоже.
Значит, требование там, в этом потоке, выслать меня из страны и т. д.
В общем, открыв рот, я читал это часа два, наверное, сайтов пять.
Ну, на 40 возмущённых и негативных отзывов приходилась парочка восторженных. Ну, я закрыл, жена меня спросила: «Ну и что ты из этого, какой вывод ты извлекаешь?».
Я сказал: «Картина удалась, потому что послание дошло до адресата».
Об актёре Александре Кузнецове, сыгравшем в фильме «За нас с вами»
Я считаю, выбор Кузнецова на эту роль большой удачей, это очень талантливый артист и, мне кажется, что в нашей картине он сработал очень удачно.
Он заявлял свою позицию, но прямого высказывания против войны не было. Он надеется ещё здесь сниматься, притом, что он работает там, но естественно российский рынок его интересует.
…А на постере его нет, потому что постер своеобразный, мне кажется, очень талантливо сделан. Там эта семья, это главный у нас сидит под абажуром и там это воспроизводит, ту атмосферу уютную в этой комнате, в коммуналке. Нет, никаких спецсоображений не было.
О российских зрителях
Общий уровень нашего зрителя был низким и низким и остался.
В смысле смотреть картину, которая не даёт каких-то прямых рецептов им всегда было трудно, они всегда недопонимали, возмущались бог знает чем.
О том, что жалеет о 30-летнем перерыве в карьере режиссера
Я 30 лет практически не работал в кино. За это время, это был самый что ли пик молодости, зрелости и я бы мог сделать за 30 лет хотя бы штук 5 картин достойных. Это, конечно, досадно, но так сложилось. С другой стороны, я не мог не уйти в это время из кино. Зато я освоил другую профессию, профессию писателя, драматурга и как-то мне это помогло. Были удачи, были неудачи, но Богу я благодарен, прежде всего, за свою семью, любимая жена, с которой через 2 года у нас будет золотая свадьба, будет 50 лет, как мы живем вместе.
О доносах в современной России
В смысле доносов сегодняшняя Россия не отстает от тех времен. Доносы пишут друг на друга, потому что сталинизм сидит в крови у нации, он до конца не изжит, не разоблачён, не сделано всё то, что необходимо было сделать там: опубликовать архивы КГБ, создать независимый суд — это всё не было сделано во времена перестройки и последующие.
И поэтому, когда вы говорите, что элита себе это позволяла — это неправда. Интеллектуальная элита всё-таки вела себя достаточно чисто, а люди вроде Мандельштама, Эренбурга, фамилий можно найти много, писатели не писали друг на друга доносы, боялись, конечно, репрессий.
Многих эти репрессии задели. Но были люди с чистой совестью, конечно. Они были не только среди писателей, среди высшей интеллигенции, но они были и среди народа.
Целиком выпуск с участием Андрея Смирнова можно посмотреть здесь.