Александр Дыбин
Рынок электроники и бытовой техники давно перестроился под новые условия. Ушедшие из страны марки заменили китайцами или наладили поставки в обход официальных каналов. Теперь руки и, видимо, кошельки дошли до элитной техники, где марка значит куда больше функционала. В российских магазинах появились каталоги дорогой техники от фирм, которые официально не поставляются вроде Miele, Kuppersbusch, Bora, Smeg, KitchenAid, а так же премиальные линейки Samsung и LG. Что-то из этого предложения можно купить прямо сейчас, что-то привезут под заказ.
По словам представителя digital-агентства Demis Group менеджера по продуктовому маркетингу Дениса Чуприна, за прошедшие полтора года, в течение которых на российский рынок не поставляются премиальные бренды бытовой техники, потребительские привычки и представления россиян о качестве не поменялись. Это результат многолетней работы западных компаний на свой бренд, в результате которой потребители готовы переплачивать, чтобы получить, как они считают, лучшее.
«Указанные компании долго работали над своим брендом. И, так как, по факту других премиальных брендов на нашем рынке не появилось, то спрос на ушедшие имена остается, — говорит эксперт. — Это можно сравнить с ситуацией на автомобильном рынке, откуда также ушел, например, премиальный BMW. Но их по-прежнему привозят и по-прежнему покупают. Через параллельный импорт, перекупщиков и т. п. За два года сложно изменить свои привычки и ассоциации, что вот этот бренд — залог качества, а этот — ширпотреб. Этот бренд ассоциируется с определенным статусом покупателя, а этот — нет. Что касается платежеспособности, то, как минимум в Москве, осталось достаточно много платежеспособного населения, готового покупать известные им бренды. Есть оценки в 300-400 тысяч человек, которые, в целом, не считают деньги и которые могут себе позволить премиальный бренд».
Мы решили проверить, как работают сервисы доставки престижных товаров и попытались заказать один и тот же товар разными способами. Так, тестовым гаджетом стал телевизор Samsung QE, с диагональю 65 дюймов. На сайте магазина «М.Видео» его предлагают за 509 999 тысяч рублей.
«Сроки доставки зависят от наличия на стоке поставщика, — сообщил менеджер компании, — Некоторые неймы есть на складах. Вкладка premium, выбираете необходимый раздел и модель. Гарантия на устройство год — это ответственность продавца».
Интересующий нас телевизор оказался на складе, его обещали привезти в течение нескольких дней. Кроме того, предложили страховку за 101 999, по которой будут ремонтировать поломки в течение трех лет.
Топовые модели от ушедших из страны брендов нашлись и в других российских магазинах. В частности у ритейлера re-store, выбранная нами модель предлагается за 509 тысяч рублей. Привезти ее могут в течение двух дней, гарантия — так же год.
Ритейлеры, которые раньше возили товар большими партиями, чувствуют спрос на дорогую запрещенку. Но удовлетворить его можно только точечным подбором модели под конкретного клиента. Такую услугу активно предлагают мелкие предприниматели с начала санкций. По сути, этот бизнес похож на челночный. За границей купили, привезли в Россию — продали. С той лишь разницей, что покупатель известен заранее.
В Европе интересующий на телевизор продается значительно дешевле — по курсу на момент публикации материала его стоимость около 447 000 рублей. Но по дороге в Россию он значительно подорожает. При этом условия у всех доставщиков оказались разные.
«В обход таможенных пошлин, к сожалению, никак. Это порядка 30% от стоимости, плюс доставка и комиссия», — объяснил ценообразование один из посредников, предлагающий свои услуги на сайте бесплатных объявлений.
Другой посредник оценил все мероприятие по доставке из Германии дорого телевизора в 624 тысяч рублей.
«Страховка, кстати, на такую технику не учитывается, но мы ее с запасом заложили, можете заказать на ИП, будет +6%», — обрисовал условия собеседник.
У третьего доставщика ценник оказался самый божеский — всего +7% к цене в магазине.
— Доставка займет около 13-16 дней, — сказал курьер.
— А телевизор целый приедет? Все-таки техника нежная, — интересуемся мы.
— Мы дополнительно упаковываем, на такой дорогой товар будет хорошая упаковка, — сказал мужчина, — признаюсь честно, один раз привезли мятую коробку с кроссовками. Но в итоге выяснили, что такую выдали со склада.
Собеседник «Новых известий» из агентства Demis Group отмечает, что цена на привезенную параллельным импортом технику может быть в 2-3 раза выше, чем в заграничных магазинах.
«В противном случае ее просто не выгодно везти из Европы или других стран, — говорит эксперт, — не так много осталось клиентов, которые готовы отказаться от доступных китайских товаров и приобретать премиальные бренды. Спрос на последние хоть и остался, но снизился. При этом ценители премиального готовы заплатить за товар в два-три раза больше. Такая техника может попадать в Россию различными путями. Официальные дистрибьюторы и ритейлеры могут заключать договоры с производителями и импортировать непосредственно от них. Также возможна поставка через посредников и дилеров, которые связаны с производителями или другими источниками, и могут закупать технику для последующей продажи в России. Существуют альтернативные пути покупки премиальной техники, включая фирмы-посредники, базирующиеся в недружественных странах. Эти компании могут покупать товары за границей и отправлять их в Россию. Однако, следует отметить, что использование таких путей может сопровождаться дополнительными рисками, включая возможные правовые ограничения, подделку товаров или отсутствие гарантийного обслуживания».