Posted 24 июня 2023, 06:24
Published 24 июня 2023, 06:24
Modified 24 июня 2023, 06:26
Updated 24 июня 2023, 06:26
ИРИНА МИШИНА
Законопроект, предложенный ЛДПР, размещен в думской электронной базе данных, так что вопрос об отмене ЕГЭ неизбежно будет поднят в ближайшее время. Но, как нам стало известно, законопроект ЛДПР — далеко не первый, связанный с ЕГЭ.
Еще один законопроект, связанный с Единым госэкзаменом, был подан в сентябре 2021 года. Его инициатором стал первый заместитель председатель комитета по науке и образованию Думы Олег Смолин. Вот, что он рассказал «НИ»:
«Наш законопроект был более мягким по сравнению с тем, что представили в ЛДПР. Мы предлагали перевести ЕГЭ в добровольный режим, как это и было изначально. Мы предлагали оставить ЕГЭ для тех, кто хочет поступать в московские или петербургские вузы, а если ученик хочет остаться в своем регионе и поступать в колледж, например, то его от ЕГЭ можно освободить. Дело в том, что в регионах после 9 класса 60% учащихся идут в профобразование, в среднее звено. А те, кто едут поступать в Москву, после окончания вуза остаются в столице или едут за границу. Если наш вариант будет принят, это увеличит количество ребят в старшей школе».
Олег Николаевич Смолин имеет к образованию отнюдь не опосредованное отношение, он бывший школьный учитель и оперирует данными исследований. Но ведь дискуссию о ЕГЭ ведут в основном депутаты, не имеющие ровным счетом никакого отношения к педагогике. У некоторых — прямо-таки парадоксальные суждения. К примеру, депутат Госдумы Николай Коломейцев считает ЕГЭ форматом для умственно отсталых детей.
«Мне эксперты предоставили справку, что ЕГЭ был придуман для умственно отсталых детей в США. Он полностью убивает творческое начало в ребенке. Надо возвращать в школы советское образование. ЕГЭ — это „угадайка“, а не экзамен. Ректор МГУ Садовничий, безусловный профессионал, не зря не доверяет ЕГЭ: в МГУ сдают свои экзамены. Поправки в Закон об образовании будет готовить профильный комитет», — заявил «НИ» депутат Госдумы Николай Коломейцев.
А вот член комитета по науке и образованию, ЛДПР-овец Владимир Сипягин считает ЕГЭ вещью, не приемлемой для русского человека: «ЕГЭ надо отменять, а экзамен проводить через живое общение ученика с преподавателем. Раскрытие русского человека происходит только через речь».
Мы решили все же поинтересоваться мнением о судьбе ЕГЭ представителей профессионального педагогического сообщества.
Евгений Ямбург, директор Центра образования Москвы №109 считает, например, что ЕГЭ выполняет сегодня роль социального лифта и обеспечивает объективность при подведении результатов экзаменов.
«Сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь пирожник. Было бы правильно оставить решение вопроса о судьбе ЕГЭ профессиональному педагогическому сообществу. ЕГЭ на сегодня — это непреложный факт. Какой главный псевдоаргумент? Якобы формализм. Знаете, я поначалу тоже был противником „угадайки“, но эту часть из ЕГЭ убрали. Появились эссе, и для того, чтобы написать его, например, по истории, нужно знать, что Иван Грозный и Шекспир были современниками. Появились вещи, связанные с устной речью, с общением. ЕГЭ развивается и совершенствуется. Сейчас ЕГЭ также выполняет функции социального лифта: это залог поступления в ВУЗы», — считает доктор педагогических наук, директор Центра образования № 109 Москвы Евгений Ямбург.
Пользователи соцсетей тем временем высказывают разные мнения .
Елена З.: «Согласна с Ямбургом, за отмену ЕГЭ выступают те, кто ничего в этом не понимает. ЕГЭ — это лучший вариант для поступления в вузы, особенно способных детей».
Рита Рита: «Раньше преподаватели вузов (не все, конечно) очень хорошо получали за счет репетиторства, а теперь к ЕГЭ могут готовить не только они».
Владимир Рывкин: «ЕГЭ со школьной скамьи стало источником формалистической и схоластической науки».
Владимир Поляков: «В настоящее время ЕГЭ это честный, беспристрастный, объективный экзамен, для отбора наиболее достойных молодых ребят, для поступления в вузы РФ».
Действительно, педагоги подтверждают, что ЕГЭ дает гарантию беспристрастного подхода к оценке знаний при поступлении в вузы.
«Помните, раньше висели объявления: „Готовлю к поступлению в вуз такой-то“. И внизу мелким почерком — „член приемной комиссии“. Сейчас это в принципе невозможно, система устроена объективно. Советская система основывалась на недоверии ВУЗов к школам, потому что после школьных 6-8 экзаменов дети должны были сдавать еще минимум 4 экзамена в ВУЗ. Кто это выдержит? Если вкратце: не надо ничего трогать! Когда уже все эти реформаторы изживут „болезнь 1917 года“?!» — заявил «НИ» директор школы № 548 «Царицыно», народный учитель России Ефим Рачевский.
Это подтверждает и директор Центра образования №109 Евгений Ямбург:
«Я полвека в образовании. Мне раньше часто звонили и просили: „Отнеситесь к работе такого-то ребенка внимательнее“. А сейчас я отвечаю: „Это не ко мне. У нас независимая и объективная система оценки. Называется ЕГЭ“, — говорит Евгений Ямбург.
Но тот же Евгений Александрович Ямбург, правда, поделился однажды своим знакомством с новым учителем информатики, у которого он спросил, как тот относится к Чехову. «Слышал о нем много хорошего», — ответил молодой педагог…
В целом, перемены в ЕГЭ, как и в любой системе, должны происходить. Нередко появляются данные о сбое системы. Совсем недавно, например, не были засчитаны результаты экзамена по русскому языку, потом систему «чинили».
«ЕГЭ должен быть для тех, кто хочет его сдавать. Но подготовка к Единому госэкзамену часто приводит к тому, что дети практически не учатся по тем предметам, которые они не должны сдавать. В итоге мы получаем парадоксы вроде результатов социологического опроса, в котором 35% опрошенных выпускников ответили, что Солнце — это спутник, который вращается вокруг Земли. Ведь наша цель — подготовить всесторонне грамотных людей, не так ли?», — считает зампред комитета по образованию и науке ГД Олег Смолин.
Стоит заметить, что в советских школах тоже было не так уж много разнообразия, и царствовал шаблон. Все контрольные и экзаменационные работы, подготовленные в районных отделах образования, были едиными, темы сочинений тоже были одинаковыми. И действительно, сдав экзамены в школе по всем предметам, дети шли сдавать экзамены в ВУЗ, что было тяжело и физически, и психологически.
Что же будет с ЕГЭ?
Зампред комитета по образованию и науке Госдумы Олег Смолин на правах инсайда поделился такой информацией: «Знаю много людей в высоких государственных структурах, которые против ЕГЭ. Но в еще более высоких государственных структурах есть те, кто „за „ЕГЭ“