Posted 23 июня 2023,, 06:53

Published 23 июня 2023,, 06:53

Modified 23 июня 2023,, 06:55

Updated 23 июня 2023,, 06:55

«Всех грызи, или лежи в грязи!» Социологи составили образ российского бизнесмена

«Всех грызи, или лежи в грязи!» Социологи составили образ российского бизнесмена

23 июня 2023, 06:53
Фото: Соцсети
В результате большого исследования, российские социологи пришли к выводу, что отзывчивость, чуткость к другим людям являются для бизнесменов весьма малозначимыми средствами достижения их целей.

Аналитики Института социологии РАН провели интересную типологизацию так называемой российской интеллигенции и условно разделили ее на такие группы:

1.«Бизнесмены» — люди, берущиеся за любую, в том числе тяжёлую, непривлекательную работу, чтобы обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни и при этом рискующие (имуществом, репутацией, возможно жизнью) для получения большого дохода (12,8%).

2.«Игроки». В отличие от «бизнесменов» способы достижения высоко материального положения у них существенно иные. Риск присущ в полной мере, но за любую черновую работу они не берутся (9,8%).

3 «Трудяги» — люди, берущиеся за любую тяжёлую или непривлекательную работу, лишённую элементов риска (25%).

4.«Обыватели» — люди не склонные к сверхнормативной тяжёлой или непривлекательной работе, а тем более к серьезному риску в целях повышения материального благосостояния семьи (52,4%).

В общем, это исследование подтверждает структуру российского общества: «вписавшиеся в рынок» — это около 20% населения. В этой группе преобладают мужчины, в группе «обывателей» — женщины.

Бизнесмены сами не знают, кто они: либералы или патриоты?

Журналист Павел Пряников обратил в этой работе особое внимание на структуру «бизнесменов»:

— В группе представлены в основном мужчины (76,2%), старше 40 лет (59,9%). Руководителей разного ранга тут 76,2%.

— Главная особенность группы — лидерство по многим жизненным параметрам (позициям) как положительным, так и отрицательным. У бизнесменов самый высокий уровень жизни (трудности в их семьях могут возникать лишь при покупке квартиры, автомобиля или дачи — 47,6%, а 28,6% могут вообще ни в чем себе не отказывать. У них самые лучшие жилищные условия (хорошие — 76,2%).

— Парадоксальная ситуация с ценностными ориентациями. Группа выступает лидером традиционных (23,8%), либеральных (33,3%), а также либерально-традиционных ориентаций одновременно (42,9%).

— Бизнесмены живут в основном в благоприятном социальном окружении, где почти все или большинство ведут здоровый образ жизни (61,9%); стремятся работать как можно лучше (81%); уверены в завтрашнем дне (66,7%).

— Не всё ладно складывается в семье — 28,6% бизнесменов (что в несколько раз больше нежели в других группах) не раз сожалели о вступлении в тот брак, в котором состоят сегодня.

— Главные, наиболее важные средства достижения целей явно рыночного плана: связи с «нужными» людьми (57,1%), умение приспособиться (52,4%), деньги (47,6%). Это группа предельна прагматичных, деловых людей, умело использующих любую ситуацию для реализации личных целей. И судя по всему, весьма успешно.

— Они гораздо лояльнее других групп оценивают деятельность сегодняшней власти: только бизнесмены в своём подавляющем большинстве (76,2%) полагают, что простой человек может отстоять свои законные права перед местным и региональным чиновничеством. И они же лидируют в адекватной оценке главного смысла деятельности госструктур как защиты ведомственных интересов (47,6%) — начальство действует в интересах начальства.

— Они полагают, что сегодняшняя Россия: независимое государство — 47,6%, безопасное для своих граждан — 33,3%, помогающие своим гражданам — 42,9%, справедливое — 33,3%. И тут у бизнесменов самая адекватная оценка особенностей страны.

Российские бизнесмены готовы идти к успеху по головам

Экономист Дмитрий Прокофьев, комментируя это исследование, добавляет:

«Это действительно интересное исследование, содержит важное наблюдение о социальной группе, получившей название „бизнесмены“ — особенно в той части, которая касается парадоксального сочетания „либерально-традиционных ценностей“

Если честно, не вижу я в описанной группе ни «либерализма», ни «традиций» — скорее, ценности этой страты я бы описал двумя советскими «блатарскими» фразами «хорошо, когда все люди честные, а ты среди них один мошенник» и «умри ты сегодня, а я завтра». Я бы назвал эту группу «барыгами» — тоже понятное советское слово.

Собственно, об этом пишет и автор исследования «Способы адаптации (стили жизни) интеллигенции в рыночной стихии» доктор социологических наук Андрей Возьмитель, отмечающий: «…Такое вот своеобразное сочетание традиционных целей и практически любых средств их достижения. Это группа предельна прагматичных, рефлексирующих деловых людей, умело использующих любую ситуацию для реализации личных целей.»

«Отзывчивость, чуткость к другим людям являются для этой группы весьма малозначимыми средствами достижения их целей». (Тут просится и еще одна фраза — «всех грызи, или лежи в грязи»)

Неудивительно, что у «бизнесменов» существуют «напряженные отношения с непосредственными руководителями (52,4%) и в семье — 28,6% бизнесменов (что в несколько раз больше нежели в других группах) не раз сожалели о вступлении в тот брак, в котором состоят сегодня»

Этот как раз понятно — «начальник» для такого «бизнесмена» — это враг, бревно на пути, а «спутница/спутник» — кандалы на ногах — схватился человек в свое время за выгодный брак, как за ступеньку на карьерной лестнице, или «перерос» статус партнера — а теперь всё, «просто так» из ситуации не выйти.

Интересно, что эта группа — трезвая, прагматичная, «зубастая», преуспевшая в РФ — одновременно настоящие фанаты СССР — как пишет автор исследования «…именно прагматическая трезвая рефлексия позволяет им весьма высоко оценивать достижения СССР в сравнении с сегодняшней Россией: СССР — СЕГОДНЯШНЯЯ РОССИЯ: это государство независимое 81% — 47,6%; сильное 81% — 52,4%; безопасное для своих граждан 76,2% — 33,3%; помогающие своим гражданам 76,2% — 42,9%; справедливое 61,9% — 33,3%…»

Напомню, кстати, раз уж к слову пришлось — у нас как-то не любят вспоминать, что в «те самые девяностые» приватизировали горнообогатительные комбинаты и нефтеперегонные комплексы, а потом «отжимали» их друг у друга не марсиане, и не «капиталисты», а самые что ни на есть «образцовые советские люди», выпускники хороших ВУЗов, комсомольские активисты, отличники боевой и политической подготовки…

И что еще примечательно — в выборке, на основе изучения которой автор исследования сделал свои выводы о ценностях и умонастроении РФ-интеллигенции, «представлены в подавляющем большинстве хорошо оплачиваемые работники московских государственных и коммерческих структур. 61,7% — начальство разного уровня. Трое из четырех всегда работают в полную меру своих возможностей. Шестеро из десяти — всегда интенсивно и результативно; 16,5%, не всегда интенсивно, но всегда результативно. У них хорошие жилищные условия (67,7%) и жизненные перспективы 73,2%. Да и жизнь в целом складывается хорошо (78,2%). В основном это активные люди, готовые к переменам (60%), чтобы жить лучше и достойнее». То есть, речь идет в первую очередь о московском среднем начальстве (наверное, потому, что его можно звать интеллигентной группой, обладающей субъектностью)

При этом, пишет Андрей Возьмитель, «напряжение нарастает даже в нашей благополучной интеллигентной группе. Так, в течение года до проведения опроса, 76,2% её состава испытывали часто или иногда чувства несправедливости; 78% — беззащитности перед произволом 87,8% — ненависти…»

В отличие от бизнесменов и игроков лишь очень немногие трудяги хотели бы разбогатеть по-настоящему

Разделив РФ-интеллигенцию на «бизнесменов», «игроков», «трудяг» и «обывателей», автор исследования, разумеется, не имел в виду, что кто-то в этой каждой страте действительно «работает руками» или «занимается бизнесом» — речь шла исключительно об отношении к решению жизненных проблем — будет ли «РФ-интеллигент» для решения этих проблем прибегать к каким-то «сделкам» или будет готов хвататься за любую «работу»

«В качестве базовых индикаторов конструируемой типологии выступали ответы респондентов на вопрос о событиях, которые случились с ними, за 5 лет до опроса с констатацией факта: это было — этого не было:

  • Вы брались за любую тяжелую или непривлекательную работу, чтобы обеспечить себе (семье) достойный уровень жизни;
  • Вам приходилось рисковать (имуществом, репутацией, возможно даже жизнью) ради получения большого дохода;»

Поэтому -«трудяги» — люди, берущиеся за любую тяжёлую или непривлекательную работу, лишённую элементов риска (25%).

Так вот, про ценности «интеллигентов-трудяг»

Мужчин в этой группе представлено значительно меньше, чем в предыдущих (58,5%); Другая ситуация с возрастом — 51,8% составляют достаточны молодые люди 18–39 лет. Их терминальные ценности классически традиционны: крепкая семья, хорошие дети (78%); хорошо зарабатывать (46,3%); иметь интересную работу (41,5%); уважение окружающих (29,3%); уверенность в завтрашнем дне (22,0%).

Главными способами достижения всего этого выступают умение приспособится (43,9%), деньги (41,5%), трудолюбие, добросовестное отношение к делу (41,5%), связи с нужными людьми (39%), образование (36,3%). У группы неплохой семейный доход для страны в целом, но самый низкий среди анализируемых групп: у 51,2% трудности могут возникнуть при покупке автомобиля или дачи, а 2,4% могут себе ни в чем не отказывать.

В отличие от бизнесменов и игроков только 17% трудяг хотят разбогатеть по-настоящему, хотя гедонистическая установка «надо уметь наслаждаться радостями, что дарит нам жизнь», представлена в этой группе в гораздой большей степени, нежели в других (75,6%). Соответственно, вкалывать на благо страны, а не только на себя согласны лишь 51,2% трудяг.

Отношение к власти и к богатым у них наихудшее среди рассматриваемых групп. Положительные оценки СССР перекрывают аналогичные оценки сегодняшней России на 10 — 30%. Отсюда и выбор советской системы как наиболее подходящей для России (48,7%), сегодняшний России — 12,2%. –

Обратная сторона «барыг/бизнесменов»

"