Эксперты сходятся во мнении, что причиной гибели подводного аппарата «Титан» стал сильнейший взрыв. На находящихся внутри пассажиров обрушилась мощь воды, эквивалентная 7300-тонной Эйфелевой башне. Или 400 атмосфер, если измерять давление воды на месте крушения «Титаника» в атмосферах. Это в 400 раз выше привычных нам показателей. Разрозненность обломков, обнаруженных в процессе поиска: среди них фрагменты иллюминатора, хвостового конуса и посадочной рамы — позволяет предположить, что в результате взрыва судно раскололось на части.
Гильермо Сонлейн, соучредитель Ocean Gate Expeditions, на вопрос о причинах взрыва ответил: «Любой, кто работает на такой глубине океана, будь то подводные аппараты, рассчитанные на человека, или роботизированные подводные аппараты, знает о рисках работы под таким давлением и о том, что в любой момент, в любой миссии, на любом судне вы подвергаетесь риску такого рода взрыва».
По словам Райана Рэмси, бывшего капитана подлодки Королевского флота Великобритании, которого цитирует ВВС, расследование будет напоминать то, что происходит после авиакатастроф, разве что без черного ящика. Каждый обломок будет изучаться под микроскопом в поисках разрывов в структуре углеродного волокна и на месте соединения углеродного волокна с титаном. Это позволит понять, где именно произошла деформация, повлекшая разрушение.
По мнению Рэмси у произошедшего могли быть две причины: «Либо люк с 17 болтами, которые они использовали для герметизации, вышел из строя, что затем привело к разрушению корпуса под давлением, либо в самом корпусе был дефект, и он треснул от давления, что привело к тому же результату».
Ударная волна, обрушившаяся на людей и убившая их, была такой силы, что они даже не успели понять, что происходит, заявил Daily Mail Дейл Моле, бывший директор отдела подводной медицины ВМС США. «Это должно было быть настолько внезапно, что у них даже не было шанса узнать о возникшей проблеме. Все равно что щелчок выключателя. Одну миллисекунду ты жив, а в следующую уже мертв».
Экипаж «Титана» находился внутри барокамеры, герметичного отсека, который за счет системы подачи сжатого газа защищает находящихся на борту от чудовищного давления воды снаружи. При посадке на дно из-за протечки, сбоя питания или небольшого возгорания в результате короткого замыкания разрушился внешний цилиндр из углеродного волокна. Вода под высоким давлением хлынула внутрь через заднюю крышку, разорвав корпус субмарины и раздавив тех, кто находился внутри.
Поиски и извлечение на поверхность тел будут сопряжены с большими трудностями. Во-первых, от погибших почти ничего не осталось: по словам Моле, их «разорвало в клочья». Во-вторых, дно, где находится «Титаник», отличается сильными подводными течениями, которые могут перенести останки на другое место. Наконец, поисковая операция требует специального оборудования, используемого для глубоководного бурения нефтяных скважин, которого в распоряжении Береговой охраны США, вероятнее всего, нет.