ИРИНА МИШИНА
Электромеханический завод «Памяти революции 1905 года» во время войны был одним из флагманов боевой техники. Как бы сейчас сказали — лидер оборонной промышленности, причем его уникальное положение у железнодорожной станции «Москва — Смоленская — товарная», где формировались воинские эшелоны, позволял отправлять танки буквально из цеха на фронт. Также во время войны на этом заводе изготавливали боеприпасы, ремонтировали боевую технику для фронта и победы…
Но помимо памяти о войне это здание было просто красивым. Это был своего рода символ Пресненского района.
Теперь вместо здания, десятилетиями служившего украшением Пресненского вала, бывшего свидетелем и во многом участником трех революций и Великой Победы, осталась лишь груда битого кирпича, как после вражеской бомбежки. Такой подарок люди получили к празднику 9 мая от девелоперской компании Forma — застройщика бывшего завода. Но это еще не все. С территории завода исчез и памятник рабочему, рядом с которым были доски с фамилиями работников завода, погибших на фронтах Великой Отечественной. И это, к сожалению, не единичный случай.
«До этого памятник погибшим в ВОВ исчез с территории бывшего завода „Борец“ по адресу Складочная ул., 6, застроенного ПИКом. Другой памятник погибшим в Великой Отечественной исчез с территории Лакокрасочного завода на 2-й Звенигородской улице. Исчез памятник погибшим в войне с территории бывшего завода Метростроя, с улицы Тагильской. Что с ними стало, никому не известно. И таких историй по Москве — сотни! Памятники, связанные с войной, исчезают по воле девелоперов в неизвестном направлении. Правда, что касается памятника рабочему с территории Пресненского завода, в прессе появилась заметка, что он якобы будет восстановлен где-то на территории Тверского района. Что будет со стелой и с мемориальной доской, на которой были выбиты имена работников завода, погибших на войне, никому не известно», — рассказал «НИ» координатор движения «Архнадзор» Игорь Шихов.
Как же получилось, что здание, представляющее историческую ценность, вот так, в одночасье, было снесено? Почему это разрешили городские власти?
«Дело в том, что при СССР часто ставили памятники на территории предприятий по решению трудового коллектива, не внося их в городской реестр и не ставя на учет. Поэтому их оказалось легко снести впоследствии. Особенно сейчас, в пору дикой застройки Москвы. Здание завода „Памяти революции 1905 года“ — старинное, но необходимо было навести исторические справки, провести экспертизу перед сносом, проверить статус здания, и только после этого разрешать снос или перепланировку. Не понятно, почему застройщик обошел все это?» — говорит главный редактор журнала «Московское наследие» Филипп Смирнов.
Как выяснили «НИ», историческая экспертиза в отношении завода вообще не проводилась, хотя статус выявленного объекта культурного наследия у части строений снесенного завода «Памяти революции 1905 года» есть.
«Память, связанная с этим заводом, она выше статуса объекта культурного наследия, уж если на то пошло. Во время войны завод на Пресне был стратегически важным объектом, без которого Победа была бы невозможна. Что касается судьбы памятников, которые попали под снос вместе с заводом, то хотел бы напомнить девелоперам о статье 243 УК, которая устанавливает уголовную ответственность за уклонение от передачи государству обнаруженных при проведении таких работ предметов, имеющих культурную ценность», — заявил «НИ» координатор Архнадзора Игорь Шихов.
Действительно, п. 2 ст. 243 УК предусматривает за уклонение от предоставления государству найденных при земляных работах объектов культурного значения для группы лиц по предварительному сговору наказание штрафом в размере до 800 тысяч рублей, либо лишение права занимать определенные должности на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы. Почему в данном случае никто не понес наказания?
Мы связались с девелоперами, которые снесли завод «Памяти революции 1905 года» — группой Forma. В пресс-службе застройщика нас заверили, что памятники целы.
«Одна мемориальная доска хранится в Музее Москвы, другая — на хранении у девелопера, — пояснила нам пресс-секретарь Forma Яна Максимова. — Монумент рабочим, участникам революции 1905, 1917 годов и Великой Отечественной войны бережно сохранен и находится на ответственном хранении в здании, расположенном на участке строительства квартала Republic, по адресу Пресненский вал 27, строение 4. Вся объемная композиция монумента сохранена полностью: мраморная стела, бронзовая статуя рабочего и мемориальные мраморные доски с фамилиями рабочих завода, принимавших участие в поворотных моментах отечественной истории. На сегодняшний день застройщик уже ведет обсуждение с городскими властями о новом месте для установки монумента».
Все это конечно здорово. Но что это будет за новое место для памятника и стелы с именами погибших? Ведь памятная доска и скульптура рабочего были тесно связаны с историческим заводом, который волей московских властей и застройщика превратила в руины. Мы поинтересовались, что за пространство оборудует на месте завода застройщик. «Там будет Центр гастрономической культуры, Food-сообщество, шопинг-аллея дизайнеров, спортивное пространство», — пояснили нам в пресс-службе застройщика. И как во все это впишется трагичный по своей сути монумент погибшим в войне, несущий определенную эмоциональную нагрузку?
И, кстати, о бережном отношении к памятникам. Вот, как выглядели памятник и стела с мемориальной доской в процессе сноса завода.
Что касается монумента погибшим в Великой Отечественной рабочим завода «Борец», на месте которого возводит новый ЖК компания ПИК, то мы получили следующий ответ из пресс-службы компании: «Бюст солдата и памятные таблички, где выбиты имена погибших работников „Борца“, на данный момент находятся на хранении. В дальнейшем они будут размещены в общественном пространстве на территории бывшего завода».
И снова вопрос: как впишется в пространство нового ЖК памятник рабочим несуществующего, увы, завода, отдавшим свою жизнь за родину? Как он и мемориальная доска будут восприниматься среди детских площадок, магазинов и автостоянок?
Конечно, по закону тут вроде бы и не подкопаешься. Вопрос скорее морально-этический, и он не столько к девелоперам, сколько к городским властям. Почему объекты, с которыми связана в Москве память о знаковых исторических событиях, тем более о войне, надо сносить, разбирать, уничтожать? Почему из памяти потребовалось извлекать прибыль?
Любой народ — это его история, его корни, его победы и поражения, и если мы отвергаем, уничтожаем все это, то рискуем со временем из нации превратиться в толпу.