Как было объявлено вчера официально, пятеро членов экипажа батискафа «Титан» погибли мгновенно во время «катастрофического взрыва» менее чем в 500 метрах от «Титаника». Вероятнее всего, это случилось примерно через два часа после погружения, вскоре после того как батискаф потерял контакт с кораблем сопровождения. Анонимный источник в ВМС США рассказал о том, что в это время военные самолеты, использующие гидроакустические буи, услышали «акустическую аномалию, соответствующую взрыву». Тогда же, по утверждению инсайдера, представители ВМС передали эту информацию береговой охране США, и те использовали ее для сужения зоны поиска.
«Я нутром чуял, что произошло, — сказал в интервью ВВС Джеймс Кэмерон. — Потому что если на подлодке одновременно выходят из строя электроника, система связи и ответчик системы слежения, это значит, что подлодка потеряна. Я немедленно связался по телефону с некоторыми из своих контактов в сообществе глубоководников. Примерно через час у меня были следующие факты. Они были на спуске. Они находились на глубине 3500 метров, направляясь ко дну на глубине 3800 метров. Они потеряли связь, потеряли навигацию, — и я сразу сказал, что потерять то и другое одновременно можно только из-за катастрофического события. И первое, что пришло на ум, был взрыв».
По словам Кэмерона, все, что происходило в течение нескольких дней после этого, напоминало «затянувшийся кошмарный фарс, где люди бегают вокруг, рассказывая о грохоте, кислороде и прочей ерунде. Я знал, что подлодка находилась точно под своей последней известной глубиной. Именно там ее и нашли». Все, что по мнению Кэмерона, для этого требовалось, это дистанционно управляемый подводный аппарат (ROV). Как только такой аппарат, Odysseus 6kс с канадского судна Horizon Arctic, задействовали, обломки батискафа были найдены — «через несколько часов, а возможно, и через несколько минут».
В случившейся трагедии Кэмерон винит самонадеянность сотрудников OceanGate, которые построили и эксплуатировали «Титан», несмотря на предостережения экспертов о рисках и призывы пройти сертификацию. Речь о письме, отправленном хозяину OceanGate Стоктону Рашу Обществом морских технологий (MTS) в марте 2018 года, где говорилось о том, что «экспериментальный» подход, принятый OceanGate… может привести к негативным результатам (от незначительных до катастрофических)». «Я поражен сходством с катастрофой „Титаника“, когда капитана неоднократно предупреждали о льдах впереди его корабля, и все же он на полной скорости врезался в ледяное поле безлунной ночью», — говорит кинорежиссер.
О легкомыслии руководства OceanGate заявил сегодня в программе Today на BBC Radio 4 и Уильям Конен, председатель американского Комитета по пилотируемым подводным аппаратам (Manned Underwater Vehicles Committee). В 2018 году эта организация также высказала свои опасения по поводу безопасности «Титана», когда OceanGate заявили о нежелании проходить стандартный процесс сертификации, представляющий собой две независимые проверки. «Мы умны только потому, что помним о прошлых ошибках, — сказал Конен. — Правила написаны кровью — они приняты потому, что их несоблюдение в прошлом вызывало проблемы».
Эта реплика Конена стала ответом на слова сооснователя OceanGate Expeditions Гильермо Сонлейна, который заявил, что в процессе разработки, который шел 14 лет, «Титан» подвергался «тщательным» проверкам. Объясняя отказ от общепринятой сертификации, Сонлейн заявил: «Правила существуют, но, как вы понимаете, не так много подлодок, которые ходят на такую глубину, поэтому правила довольно скудные, а многие из них устарели. Ориентироваться в этих схемах регулирования непросто».