Что ощущают люди, оказавшиеся на глубине около 4000 метров в клаустрофобически компактном – 7 метров длиной — подводном аппарате с быстро заканчивающимся кислородом? Прежде всего ужас. Клинический психолог Джастин Д’Арьенцо, мнение которого приводит Fox News, считает, что первой реакцией членов экипажа, когда они осознали, что происходит, была паника. «Конечно, возникает сильная паника, когда сердце учащенно бьется, возникают проблемы с дыханием… Человеку кажется, что он вот-вот сойдет с ума. И, конечно, в тесном темном пространстве, как в этой ситуации, все это усугубляется в геометрической прогрессии. Думаю, фазы паники у них сменяются юмором висельника, а страх — ощущением тесной связи с теми, кто оказался рядом».
Расход кислорода в подобной ситуации зависит от многих условий, заявил BBC News эксперт по гипербарической медицине Кен Ледез, в том числе от температуры на борту и способности управлять своим дыханием. Если человеку холодно или он волнуется и учащенно дышит, содержимое кислородных баллонов истощается быстрее. «Это напоминает восхождение на гору, когда температура опускается и метаболизм замедляется. Многое зависит от того, насколько быстро вы поднимаетесь на эту гору».
О том, что в одинаковых условиях с ситуацией нехватки кислорода некоторые люди могут справиться лучше других, упоминал и руководящий поисково-спасательной операцией контр-адмирал Джон Можер из береговой охраны США, когда говорил: «Мы не знаем норму потребления кислорода на одного пассажира субмарины».
Нехватка кислорода не единственная и даже не самая страшная опасность, угрожающая пассажирам «Титана». По мере того заканчивается кислород, внутри аппарата повышается количество выдыхаемого людьми углекислого газа. Отравление углекислым газом, или гиперкапния, может привести к летальному исходу.
Для очистки воздуха от токсичных уровней СО2 в замкнутых пространствах обычно используются устройства под названием скрубберы. Есть ли они на «Титане» вообще, неизвестно. Но даже если есть, работать они могут на электричестве, которое на батискафе наверняка закончилось, или на аккумуляторах, срок службы которых тоже не безграничен. В отсутствие скрубберов концентрация углекислого газа растет, и он начинает действовать как седативное средство. Это напоминает эффект газа, который вводится перед медицинскими вмешательствами для анестезии: пациент просто засыпает.
Нормальный показатель содержания углекислого газа в артериальной крови (PCO2) — от 35 до 45 мм рт. ст. Более высокие значения, при которых кислород в крови падает, вызывают изменения в мозге, влияющие и на мышечную активность, и на мышление. Человек может испытывать головные боли, двоение в глазах, неспособность сконцентрироваться. В конце концов наступает удушье, которое может оказаться смертельным. Потеря сознания и смерть от удушья происходят через несколько минут после того, как уровень углекислого газа в организме превышает 10%. Без кислорода можно прожить около 15 минут, но необратимые повреждения головного мозга при гиперкапнии происходят через считанные минуты.
Тому, что может случиться с людьми, оказавшимися запертыми в подводном аппарате, посвящена недавняя статья в научном журнале Ciottone's Disaster Medicine авторства бывшего директора отдела подводной медицины и радиационного здоровья ВМС США доктора Дейла Моле. «Экипаж, оказавшийся в ловушке на затонувшем корабле или подводной лодке, сталкивается со многими физиологическими проблемами, включая токсичные газы, воздействие повышенного давления окружающей среды и гипотермию, — говорится в статье. — Повышающийся уровень углекислого газа — вот что убивает людей в первую очередь, когда они находятся в герметичной среде, а не уровень кислорода».
Парадоксально, но спасительный кислород может оказаться и гибельным, замечает в интервью Daily Mail морской биолог Николай Ротерман, недаром даже косметика на жидком парафине из-за опасности легкого возгорания на подлодках запрещена.
«Воздух в глубоководных аппаратах может быть настолько обогащен кислородом, что это может увеличить риск и интенсивность пожара».
Еще одна опасность, возникающая на океанском дне, куда не проникает свет, — низкие температуры. На глубине 3700 метров, куда мог опуститься батискаф, температура воды может приближаться к 0°C. Для переохлаждения, при котором человек ощущает сильную слабость и дезориентацию, достаточно и более высокой температуры, примерно 4°C. Однако гипертермия может стать спасением, считает Кен Лидез. Организм всегда пытается адаптироваться, чтобы выжить. Переохлаждение может привести к тому, что люди потеряют сознание, заснут и благодаря экономии энергии смогут отсрочить смерть на время. Кто знает, может именно этого времени достанет спасателям, чтобы добраться до батискафа.