Posted 21 июня 2023,, 13:27

Published 21 июня 2023,, 13:27

Modified 14 июля 2023,, 10:07

Updated 14 июля 2023,, 10:07

Шансов не много, но чудо случается. Как спасают тонущие батискафы и подлодки

21 июня 2023, 13:27
Мир следит за эпопеей с батискафом Titan, терпящим бедствие в Атлантике. Мы вспоминаем самые громкие подводные инциденты и изучаем практику: можно ли достать людей из-под воды живыми.

Александр Дыбин

В Северной Атлантике развернулась целя эпопея со спасением частного батискафа «Титан» компании OceanGate. Команда подлодки проводила экскурсию для Пакистанского миллиардера к месту, где на дне лежит «Титаник». Всплыть самостоятельно батискаф не смог, связи с ним нет. К месту мчатся спасатели, а эксперты спорят, можно ли поднять устройство на поверхность и спасти людей.

За время развития подводного флота, в мире произошли десятки инцидентов и аварий с подводными лодками. Чаще всего это происходит на военных судах, потому что их кратно больше, чем гражданских исследовательских или частных лодок.

Самый болезненный для России сюжет произошел в 2000 году, когда затонула подводная лодка Курск. Экипаж не смог воспользоваться штатными средствами спасения. Пришедшие на помощь российские военные, так же не смогли ничем помочь: спасательный колокол, которые опускается сверху, не удалось закрепить на спасательном люке из-за его повреждения. Согласно отчету правительственной комиссии, причиной аварии стал взрыв в торпедном аппарате №4 из-за утечки компонентов топлива. Затем взорвались стеллажи с другими торпедами. После взрыва в живых 23 остались моряка, которые перешли в девятый отсек, где погибли спустя сутки. Всего на «Курске» погибли 118 человек: члены экипажа и гражданские специалисты.

В 2003 году во время учений в Желтом море погибла китайская подлодка «Мин 361». Из-за поломки дизельного двигателя на борту резко упал уровень кислорода, что привело к смерти 70 членов экипажа. Лодку обнаружили рыбаки через 9 дней после трагедии.

Настоящим чудом считается спасение подводников с батискафа АС-28 в 2005 году. У берегов Камчатки подводное устройство, разработанное как раз для спасения подводников в ходе погружения зацепилось за браконьерские сети и провода портовой инфраструктуры. Некоторое время батискаф, в котором находились моряки, пытались оттащить на мелководье, чтобы они могли выйди в наружу и всплыть. Но сдвинуть батискаф не удалось. Спасение пришло от британцев, которые оперативно доставили к месту ЧП подводное беспилотное устройство Scorpio ROV, которое перекусило державшие АС-28 кабели. в итоге все члены экипажа благополучно поднялись на поверхность. Под водой они провели 76 часов.

8 ноября 2008 года на полигоне Тихоокеанского флота России в Японском море на подводной лодке К-152 «Нерпа», которая проходила испытания произошло несанкционированное включение автоматизированной системы пожаротушения. Тогда погибли трое военнослужащих и 17 гражданских специалистов. Еще более 40 человек получили отравления.

Редкий случай с частным судном: 2008 году затонула субмарина UC3 Nautilus, которую построил предприниматель Петер Медсен. Сам он был спасен экстренными службами. Но вскоре выяснилось, что он убил пассажирку лодки — журналистку Ким Валль. Части ее тела нашли на побережье. Капитан сейчас отбывает пожизненное наказание.

В 2010 году у побережья Шотландии села на мель британская атомная подводная лодка Astute. В ходе спасательной операции ее просто отбуксировали на глубокий участок. В ходе этих манипуляций лодка получила повреждения. Британские власти уверяли, что это не привело радиационному загрязнению.

15 ноября 2017 года во время перехода из одной базы в другую затонула аргентинская подводная лодка «Сан-Хуан». Перед тем, как пропала связь, подводники успели сообщить, об аварийной ситуации. На борту находились 44 человека, в том числе первая в истории Аргентины женщина-подводник. В поисках подлодки принимали участие несколько судов из разных стран, в том числе и океанографическое судно ВМФ России «Янтарь». Правительство Аргентины даже назначило награду в 3,5 миллиона долларов за информацию о местонахождении лодки. Но нашли «Сан-Хуан» только через год в 500 километрах от берега. По основной версии, лодка затонула в результате взрыва, спровоцированного попаданием воды в батарейный блок.

В 2019 году в российских территориальных водах произошел пожар на научно-исследовательском глубоководном аппарате. В результате погибли 14 моряков-подводников, сообщалось, что они вывели из отсека гражданского специалиста и задраили за ним люк. Погибшие были представлены к госнаградам.

 

Как спасают из-под воды

 

В случае с военным подлодками предусмотрены штатные спасательные средства. Например, спасательное снаряжение подводника — по сути, водолазный костюм, который моряк должен надеть в случае нештатной ситуации и выйти из лодки через спасательные люки, торпедные аппараты или рубку. Применение ССП ограничено глубинам в 200-220 метров.

Кроме того, современные подлодки оборудованы всплывающей спасательной камерой (ВСК), которая отстыковывается от лодки поднимается на поверхность. Но на том же «Курске» подводники не смогли воспользоваться этим устройством. Реальное применение этого устройства произошло в 1989 году во время аварии на лодке К-278 «Комсомолец». После того, как субмарина ушла под воду, в ВСК смогли попасть только пять человек. При всплытии разницей давления вырвало люк. Одного подводника выбросило вслед за люком, еще трое утонули, из-за прибывшей воды. Выбраться смог только один.

Кроме того, помощь может прийти и снаружи. В составе российского флота имеет несколько спасательных судов, оснащенных спускаемыми аппаратами типа «Бриз» и «Бестер», который представляют из себя субмарину, которая должна пристыковаться к спасательному шлюзу подлодки. А так же беспилотными устройствами, для исследования дна и манипуляций, в частности, флот располагает устройством «Веном». После спасения экипажа Ас-28 сообщалось, что минобороны купит британское устройство «Скорпион».