Posted 21 июня 2023, 12:13
Published 21 июня 2023, 12:13
Modified 21 июня 2023, 13:32
Updated 21 июня 2023, 13:32
Все, кто пишет сейчас о поисках «Титана», первым делом упоминают о количестве кислорода. Но это не единственная опасность, которая угрожает пассажирам подводного аппарата. The Guardian приводит мнения экспертов, высказывающих догадки, что могло случиться с «Титаном» и к чему это приведет.
Опасность представляет собой само место погребения «Титаника» и его обломки, которые могут стать ловушкой для батискафа. «Характер морского дна очень волнистый. Сам „Титаник“ лежит в траншее. Вокруг много мусора», — так описал проблемы местности в интервью Sky News контр-адмирал британского королевского флота в отставке Крис Пэрри. По инструкциям, при спуске аппарат должен был держаться на приличном расстоянии от затонувшего корабля, но сильные подводные течения могли сбить его с курса. Кроме того, мог вмешаться океанский мусор вроде потерянных рыболовных сетей и тому подобных дрейфующих материалов. Если «Титан» действительно запутался или застрял в обломках, пассажиры мало что могут сделать изнутри, чтобы освободить аппарат.
Судя по хронометражу, с батискафом что-то случилось еще до того, как он приблизился к «Титанику». По плану, спуск должен был занять два часа (еще несколько планировалось потратить на изучение корабля и два на всплытие). Однако связь прервалась уже через 1 час 45 минут. В это время, по оценкам, аппарат должен был находиться на глубине примерно 3500 метров.
Подлодки на таких глубинах подвергаются чудовищному давлению воды — примерно две тонны на квадратный дюйм площади, и корпус должен был способным его выдержать. По заявлениям OpenGate, инновационный материал, из которого был создан «Титан», — углеродное волокно корпуса, соединяющего два купола из титанового композита, — способен выдержать погружение на 4000 метров. Из соображений безопасности батискаф также оснащен системой мониторинга: при аномальной нагрузке на корпус она в режиме реального времени сигнализирует пассажирам о проблеме.
Однако, по словам экспертов, сегодня при строительстве глубоководных судов стандартные материалы — сталь или титан. Оба металла гарантированно способны выдержать давление на больших глубинах. Что касается углеродного волокна, то оно считается непроверенным материалом, который при разрушении на глубине может привести к катастрофическим последствиям.
Связь «Титана» с кораблем поддержки, который находится на поверхности, должна была осуществляться по акустической линии связи USBL (ultra-short baseline), которая подразумевает обмен короткими текстовыми сообщениями.
Это не единственная из существующих на подлодках систем связи. Некоторые глубоководные аппараты с экипажем также оснащены подводным акустическим маяком, который регулярно сигнализирует кораблю о своем местоположении и имеет независимый источник питания. Это запасной вариант на случай сбоя основного источника питания: даже если это произойдет, маяк продолжит работать, позволяя надводному кораблю отслеживать батискаф.
По имеющимся данным, у «Титана» акустического маяка не было. Журналист CBS Дэвид Поуг пишет о том, что в прошлом году, когда он наблюдал за погружением «Титана» с корабля сопровождения, из-за пропавшей связи батискаф не могли обнаружить в течение 5 часов, и сотрудники OpenGate во время поисков упоминали о том, что он был бы не лишним.
В случае, если вся электроника на борту по каким-то причинам была выведена из строя и «Титан» не смог выйти на радиосвязь, он должен был сбросить балласт, всплыть и дрейфовать в ожидании спасателей. Проблема в том, что батискаф размером около 7 метров в океане — иголка в стоге сена, и даже все поднятые по тревоге самолеты не в состоянии прочесать пространство в 20 000 квадратных километров. При этом выбраться изнутри невозможно: снаружи батискаф задраен на систему замков, и пассажирам остается лишь ждать помощи извне.
Огонь в подлодке распространяется особенно быстро, потому что воздух обогащен кислородом. Из-за этого участникам глубоководных погружений запрещена даже косметика на основе жидкого парафина — продукта нефтепереработки. Если пожар возникает, каюта может быстро задымиться. Но и в этом случае у экипажа есть шанс на аварийный подъем.
Еще одна серьезная угроза. В случае, если все источники питания на «Титане» вышли бы из строя, температура на борту быстро упала бы до -4 градусов по Цельсию.
Самая страшная, но и самая вероятная причина исчезновения. «Если что-то случилось, велика вероятность, что случилось что-то совсем нехорошее, — говорит Стефан Уильямс, профессор морской робототехники в Университете Сиднея. — Если аппарат под высоким давлением выходит из строя, это напоминает взрыв небольшой бомбы. Есть опасность, что в процессе выходят из строя и все системы безопасности». Но в этом случае сигналы уловили бы военные гидрофоны — приборы для приема звука и ультразвука под водой, которыми усеян Мировой океан.