Шансы еще есть. Как ищут субмарину «Титан», пропавшую на месте крушения «Титаника»

20 июня 2023, 16:13
Спасательные команды из США и Канады проводят операцию по поиску подводного аппарата «Титан», который перестал выходить на связь в воскресенье вечером. Судно с пятью членами экипажа на борту, направлявшееся к затонувшему «Титанику», пропало примерно в 700 км к югу от Сент-Джонса, Ньюфаундленд.

Ирина Зиганшина

Запас кислорода в лодке рассчитан на 96 часов. Если его начали использовать в 6 утра по местному времени в воскресенье, хватить должно до утра четверга. Но важно помнить, что при высокой частоте дыхания (а неопытные пассажиры из-за волнения могут дышать интенсивнее) кислород расходуется быстрее.

Вот что известно о происходящем на данный момент.

Кто находится на борту

Среди пассажиров «Титана» — 48-летний пакистанский бизнесмен, живущий в Великобритании, Шахзада Давуд и его 19-летний сын Сулейман Давуд, их присутствие на судне подтвердили родственники. Также на борту находится 77-летний Поль Анри Нарголе, бывший командующий ВМС Франции и пилот-глубоководник, известный как «мистер Титаник». Нарголе много лет изучал историю судна и участвовал в нескольких подводных экспедициях к месту его крушения. «Титаник — это оазис в огромной пустыне», — говорил он.
Самый известный из участников — Хэмиш Хардинг, 58-летний британский миллиардер, экстремал, авиатор, космонавт, подводник, владелец частной авиакомпании Action Aviation и обладатель трех мировых рекордов из Книги Гиннесса. В 2019 году Хардинг был отмечен за самое быстрое кругосветное плавание вокруг Земли, во время которого посетил оба полюса. В 2021-м поставил рекорд по самому продолжительному погружению на дно океана, побывав на двухместной подводной лодке в самой глубокой точке Марианской впадины, Бездне Челленджера, которая находится на расстоянии от 10898 до 11 034 метров ниже уровня моря. Наконец, в прошлом году Хардинг побывал в космосе на ракете Blue Origin New Shepard.

Еще один член экипажа — 61-летний бизнесмен Стоктон Раш, исполнительный директор и основатель той самой компании OceanGate Expeditions, которая владеет «Титаном».

Чем занимается организатор экспедиции, компания OceanGate Expeditions

Частная компания, основанная Стоктоном Рашем, с 2015 года предлагает всем желающим подводные экспедиции в трех мировых океанах. В распоряжении OceanGate — парк подводных аппаратов, «предназначенных для создания уникальных впечатлений» на глубине около 500 метров, в том числе «Титан». В прошлом году аппарат совершил десять погружений. Сколько экспедиций было в 2023-м, неизвестно, но нынешняя точно не первая.

Что представляет собой подводный аппарат «Титан»

Этот исследовательский подводный аппарат предназначен для пятерых человек, сообщает Daily Mail со ссылкой на данные OceanGate. Обычно это пилот и четыре «специалиста миссии», стать которыми могут и исследователи, и просто состоятельные туристы.

В проектировании «Титана» принимали участие инженеры из Центра космических полетов имени Маршалла НАСА. В качестве материала использовалось углеродное волокно аэрокосмического класса, из которого сделан корпус, и титан для торцевых крышек и купола.

Размеры судна — 670 см х 280 см х 250 см, вес — 10 432 кг. На сайте OceanGate сообщается, что «с комфортным запасом прочности» «Титан» может погружаться на глубину до 4000 метров. Для передвижения судно использует четыре электрических двигателя. Кроме того, разработчики снабдили его многочисленными камерами, гидролокатором, осветительными приборами, лазерным сканером. Обзорный иллюминатор — самый крупный из всех установленных на глубоководных обитаемых аппаратах. На большой цифровой дисплей передается прямая трансляция с нескольких внешних камер 4K. Для связи используется технология компании Илона Маска Starlink.

«Титан» не оснащен системой GPS. Для ориентации в пространстве он использует текстовые сообщения, которыми с помощью акустической системы USBL (ultra-short baseline) обменивается с сотрудниками наземной службы связи и слежения. Для управления на борту используется усиленный контроллер Playstation.

На судне есть система мониторинга состояния корпуса в режиме реального времени (RTM), которая позволяет анализировать влияние изменения давления на судно по мере погружения аппарата и оценивать целостность конструкции. Для контроля за состоянием здоровья членов экипажа «Титан» также оснащен специальной системой мониторинга: в случае возникновения проблем пилот получает оповещение и может остановить снижение и вернуться на поверхность. Перед экспедицией участники проводят 10 дней на более крупном судне, где их готовят к погружению.

На воду «Титан» спускается со специальной платформы, на которой установлены резервуары для погружения и всплытия судна. Резервуары наполняются водой после чего совершается контролируемый спуск на глубину 9,1 метра. Платформа использует специальную систему, гасящую движение и помогающую избежать турбулентности. В конце экспедиции аппарат приземляется на подводную платформу, и за две минуты его поднимают на поверхность. Все это время члены экипажа находятся взаперти за 17 засовами и не могут самостоятельно выбраться наружу.

Что могло случиться

Эксперты предложили несколько наиболее вероятных гипотез пропажи «Титана» с радаров, от застревания в обломках «Титаника» до сбоя системы питания или неполадок в системе связи. Как заявил в интервью Sky News контр-адмирал британского королевского флота в отставке Крис Пэрри, «характер морского дна (в месте операции) очень волнистый. Сам „Титаник“ лежит в траншее. Вокруг много мусора».
То, что контакт был потерян через 1 час 45 минут после начала погружения, позволяет предположить, что экипаж успел опуститься на дно. Если проблема в том, чтобы подняться, то у «Титана» предусмотрена возможность в экстренном случае сбрасывать грузы, повышая плавучесть, чтобы вернуться на поверхность. Оказавшись там, члены экипажа могут использовать осветительные приборы, отражатели и другое оборудование для привлечения внимания.

Хуже, если пострадал корпус и судно не может всплыть самостоятельно.

«Подводный аппарат, возможно, все еще цел. Но если он находится за пределами континентального шельфа, очень немногие суда могут забраться на такую глубину, и уж точно не дайверы. Если он опустился на морское дно и не может подняться обратно своим ходом, наши возможности очень ограничены», — приводит The Guardian слова Алистера Грейга, профессора морской инженерии в Университетском колледже Лондона.

Как происходит поисковая операция

Судно ищут в районе, где находится «Титаник», лежащий на глубине 3800 метров на дне Атлантического океана, в 600 км от побережья Ньюфаундленда. Поиски ведутся круглосуточно, в них участвуют американские и канадские самолеты, которые прочесывают район, а также крупные корабли, в том числе канадское исследовательское судно Polar Prince, сопровождавшее «Титан». Сложность заключается в том, что неизвестно, где находится судно, на или под водой, поэтому участники поисковой операции считают необходимым прочесать как поверхность воды, так и дно.

К месту поисков подошло коммерческое судно, оснащенное аппаратами с дистанционным управлением (ROV), которые могут погружаться на глубину до 6000 метров. При сбрасывании с борта через специальную «пуповину» можно получать данные в режиме реального времени с гидролокационных систем и камер ROV.

Кроме того, с канадского самолета сбрасываются в воду гидроакустические буи, благодаря которым можно уловить звуки, издаваемые «Титаном».

Следить за поисковой операцией можно на сайтах СМИ, которые ведут трансляции в режиме реального времени, например NBC, The Guardian, Daily Mail.

КСТАТИ

Туристы с пропавшего в Атлантическом океане батискафа «Титан» должны были подписывать отказ от претензий, в котором их ставили в известность, что подводный аппарат носит экспериментальный характер и не одобрен никакими регулирующими органами, сообщает во вторник, 20 июня, газета Daily Mail.

«Это экспериментальное судно не было одобрено или сертифицировано каким-либо регулирующим органом, и путешествие на нем может привести к физическим травмам, эмоциональным потрясениям или смерти», — говорится в документе, который цитирует издание.

#Спасательная операция #Атлантический океан #США
Подпишитесь