Posted 20 июня 2023, 09:18
Published 20 июня 2023, 09:18
Modified 20 июня 2023, 17:49
Updated 20 июня 2023, 17:49
Британские ученые предупредили о том, что клещи, переносящие вирус конго-крымской геморрагической лихорадки (ККГЛ), из-за глобального потепления постепенно перемещаются в северные страны, пишет Newsweek. Сообщения о новых случаях заражения поступают из разных стран Европы, Африки и Ближнего Востока. В Ираке, Намибии и Пакистане произошли вспышки с летальными исходами. Сотрудники Кембриджского университета, выступая на минувшей неделе перед парламентским Комитетом по науке, инновациям и технологиям, заявили, что «с высокой степенью вероятности» болезнь появится и в Великобритании, где ее прежде не было.
Острое инфекционное заболевание человека, вызываемое вирусом Конго-крымской геморрагической лихорадки, передается при укусе клеща или при процедурах, связанных с инъекциями и забором крови. У заболевшего появляются такие симптомы, как лихорадка, интоксикация, кровоизлияния на коже и внутренних органах. Заболевают обычно взрослые люди, от 20 до 60 лет. Летальность ККГЛ, по данным ВОЗ, может составлять до 50%.
В природе резервуаром вируса могут быть грызуны, крупный и мелкий рогатый скот, птицы. Переносящие болезнь клещи в основном относятся к видам Hyalomma marginatus, Dermacentor marginatus, Ixodes ricinus.
ККГЛ — болезнь не новая, еще в трудах персидских врачей XII века описывается недуг с похожими симптомами. В XX веке болезнь была открыта заново, когда в 1944 году в Крыму, во время работ по уборке сена, заболели солдаты и переселенцы. Год спустя советский вирусолог М. П. Чумаков открыл возбудителя ККГЛ.
«Среди вирусов, переносимых клещами и вызывающих заболевание человека, вирус ККГЛ занимает первое место по географическому распространению», — сообщается на сайте центра «Вектор». В невысоких концентрациях болезнь встречается в Африке (Конго, Кения, Уганда, Нигерия и другие страны), на Балканах (Болгария, страны бывшей Югославии), на Ближнем Востоке (Иран) и в Азии (Казахстан). В России болезнь долгое время замалчивали, пока в конце 1990-х в южных областях не случилась крупная вспышка, правда о которой вышла наружу. В Ростовской, Волгоградской и Астраханской областях, Ставропольском крае, Дагестане, Калмыкии, Ингушетии за несколько лет тогда заболели 766 человек, 45 умерли.
Место последних крупных вспышек — Ирак. С 1 января по 22 мая 2022 года там было зарегистрировано 212 случаев заболевания, 27 из которых закончилось смертью, а в этом году заболели еще около 100 человек, а 13 умерли. Случаи летального исхода от ККГЛ в 2023-м также зарегистрированы в Пакистане и Намибии.
Во многих странах мира ККГЛ еще не встречался ни разу. Так, не было его в США и до последнего времени — в таких странах, как Турция, Греция, Франция и Великобритания. Однако сейчас вирус, кажется, расширяет свою обычную территорию обитания, перемещаясь на северо-запад, куда его гонит глобальное потепление: европейское лето становится дольше и суше. В Великобритании за последние 10 лет было три случая болезни, правда, все — у людей, заразившихся за границей, а в Испании появилась и первая статистика летальных исходов.
Возможно, вирус не просто расширяет ареал обитания, но и мутирует, становясь опаснее. «Зарегистрирована небывалая по прежним меркам способность вируса ККГЛ передаваться от человека к человеку: так, в Мавритании произошло заражение 19 человек от одного заболевшего», сообщается на сайте «Вектора».
ВОЗ причисляет вирус к патогенам, которые требуют к себе приоритетного внимания из-за высокой вероятности вызвать пандемию. Другие патогены из этого списка, — COVID-19, болезнь, вызванная вирусом Эбола и Марбургская вирусная болезнь, лихорадка Ласса, Ближневосточный респираторный синдром (MERS) и тяжелый острый респираторный синдром (SARS), вирус Нипах и хенипавирусные инфекции, лихорадка Рифт-Валли, вирус Зика и заболевание X.