Геннадий Чародеев
Сейчас, пишет Bloomberg, порядка 18 из 49 ударных подводных лодок ВМС США выведены из эксплуатации на техническое обслуживание, и их экипажам придется долго гулять на берегу, пока субмарины стоят в доках.
«Одними из основных причин задержек в обслуживании субмарин являются планирование, доступность материалов и сложность самих ремонтных работ, — заявили представители Пентагона. — Руководство ВМС реализует множество инициатив по устранению других факторов, вызывающих задержки технического обслуживания, но решить проблему пока не удается».
«Коннектикут» является одним из трех американских атомных кораблей класса Seawolf, крупнейших ударных подводных лодок США, которые были разработаны для борьбы с Советским Союзом. Эксперты описывают корабли этого класса как «исключительно тихие, быстрые, хорошо вооруженные и оснащенные сверхчувствительными датчиками». «Коннектикут» имеет восемь торпедных аппаратов и может вместить до 50 единиц оружия в своем торпедном отделении. По некоторым данным, на борту АПЛ могут быть межконтинентальные ракеты с ядерными боеголовками.
USS Connecticut врезалась в подводную гору еще в начале октября 2021 года. Специалисты говорят, что ремонт носовой части и нижнего руля обойдется Минобороны США в «скромную сумму» — $80 млн. Но ее простой и ремонт может стать Вашингтону куда дороже: Китай сегодня усиленно наращивает свой подводный флот и по количеству боевых кораблей уже перегнал США.
«У нас действительно ощущается нехватка ремонтных мощностей ВМС, — сказал Диана Маурер, директор отдела оценки оборонной готовности Счетной палаты правительства США. — Это, в свою очередь, поднимает вопросы о том, как военно-морской флот будет выполнять ремонт боевых повреждений в случае военного конфликта с КНР».
В докладе о возможностях США в войне против Китая, подготовленном Управлением по делам отчетности (GAO), отмечается, что в период с 2014 по 2020 годы подводные лодки ВМС простояли на 9 563 дня больше на ремонте, чем ожидалось ранее. А это выброшенные на ветер миллиарды из госбюджета.
В настоящее время «Коннектикут» находится у причала на военно-морской верфи в штате Вашингтон в ожидание техобслуживания, которое должно было начаться еще в феврале. Теперь обещают то ли в июле, то ли в сентябре.
Тем временем, главный республиканец в сенатском комитете по вооруженным силам Роджер Уикер заявил, что пятилетний график ремонта для «одной из самых грозных американских подлодок», является «напоминанием о тех грандиозных инвестициях, которые США должны сделать в морскую инфраструктуру».
В своем комментарии «НИ» вице-адмирал запаса Тенгиз Борисов сообщил, что нехватка ремонтных верфей — проблема для всех крупных флотов мира. Если ВМС какой-то страны содержит большое количество подводный крейсеров, то возникает проблема их осмотра или ремонта. Дело в том, что сухие и плавучие доки — это очень дорогие и технически сложные сооружения, требующие огромных капитальных затрат. Поэтому, в том числе в США, их не так много.
Но не все так просто, считает эксперт. Американцы, как говорят математики, пытаются расставить весовые коэффициенты: по значимости, по срочности. В первую очередь они стараются через ремонтные доки пропускать авианосцы, корабли сопровождения ударных групп, а уже потом — подлодки стратегического назначения. Поэтому даже для атомной Connecticut — это только третья очередь.
— Между тем, в США, как, впрочем, и в других морских державах начали всерьез задумываться над тем, что уже через несколько лет, подводный флот будет не нужен в его нынешнем виде. Может случиться так, что новейшие субмарины с ракетами на борту могут окончательно потерять свое основное преимущество — скрытность. Уже сейчас куда-то незаметно подобраться и с неожиданной стороны нанести удар по территории противника из-под воды практически невозможно.
Приверженцев такой пессимистической позиции много и на Западе, и в России. Это — военные аналитики, которые знают возможности современных систем обнаружения подводных лодок. Исходя из этого, они пришли к выводу, что при нынешнем развитии техники буквально в скором времени Мировой океан будет полностью «прозрачен». Эксперты считают, что уже сейчас современные технические средства, которые находятся в распоряжении военных, позволяют довольно точно определять местоположение любой подводной лодки и в случае необходимости ее уничтожить.
Как это работает? Представьте себе турникет в метрополитене. Если попытаться пройти между датчиком и источником света, то захлопнуться створки и вас не пропустят. Нечто подобное американцы решили сделать в масштабах мирового океана. Есть излучатель, есть приемник. И если подлодка любой страны попытается «прошмыгнуть» между ними, то ее обнаружат, и за ней начнется охота.
Конечно, существуют и другие способы обнаружения подводных крейсеров. Достаточно хорошо показала себя система SOSUS, которую США разработали в начале 1970-х годов для борьбы с советскими субмаринами. С ее помощью с большого расстояния американцы фактически перегораживали все районы, где могли появиться подлодки, и при обнаружении уже ни на минуту не упускали их из поля зрения.
В России также создавали аналогичные системы, при этом шли своим путем — создавали, например, акустические буи, которые сбрасывались в предполагаемый район нахождения подводных лодок ВМС США.
— По берегам Черного и Балтийского морей сейчас такое количество береговых ракетных установок и авиации, способной нести противокорабельные ракеты, что надводные боевые корабли скоро не смогут решать те задачи, которые на них возлагаются. Моря насквозь простреливаются и перекрываются ракетными установками и авиацией. Таким образов, и надводные корабли, и подлодки становятся все более легкой мишенью для противника, — сказал вице-адмирал Борисов.
А что же придет на смену подлодкам? Те же эксперты уверяют, что США, Великобритания, Россия, Китай и другие морские державы вовсю разрабатывают беспилотные корабли. Будущее мирового флота, скорее всего, за морскими дронами.