Юлия Сунцова
О «концлагере для животных» в деревне Захватово Ковернинского района Нижегородской области стало известно в мае 2023 года. Местные жители стали бить в колокол: на ферме массово погибают овцы. При этом животные бьются в предсмертной агонии по несколько дней, и никто не облегчит их страдания. Здесь же — трупы животных, они лежат неубранными неделями, а то и месяцами (?).
Общественники время от времени проверяют обречённых животных. В последние свои поездки они даже не отыскали на ферме еды и воды. Работников, которые должны бы ухаживать за животными, тоже не обнаружено.
Приезжающие на вызовы полицейские только разводят руками: территория частная, без хозяина проникать на неё нельзя. Да, животные замучены, но юридически в России они почти приравнены к вещам. Без суда их никак не изъять.
— За барьерами валяются трупы животных, которые не убираются. Какие-то лежат по несколько месяцев, какие-то свежие. Галки клюют их. Ночью животные стоят в овчарне, в которой ни разу не убирались. В зоне пастбища валяются клочья шерсти и кости, явно от овечек, раскиданы они по всему полю. Одна овечка прямо сейчас умирает, судороги предсмертные, видно, что лежит так несколько дней, но помочь некому. Воды, мы сколько ни искали, здесь вообще нигде не нашли. Ужас, — говорит местный житель Николай Королев.
Как удалось выяснить Общественной организации «Голоса за животных», в 2019 году местный предприниматель Владимир Храмов получил на развитие животноводческого хозяйства государственный грант в 13,8 млн рублей. По расходованию этих целевых средств он обязан отчитываться на протяжении пяти лет. Таким образом, нынешний 2023 год — последний для него отчетный год.
Однако чиновники местной администрации отчётов не получали. Но это не помешало муниципалитету в прошлом 2022 году вновь выдать Храмову очередной грант на ферму.
После посыпавшихся сюжетов в СМИ на ферме стали спешно заметать следы: убрали трупы животных из загона, землю присыпали опилками.
— Но овцы по-прежнему находятся в удручающем состоянии, и они по-прежнему остаются без присмотра. Все животные выглядят больными. Многие из них истощены, у кого-то болезненно раздуто вымя — их не доили несколько дней, от такого можно запросто умереть. Животные заброшены. Грант-то уж получен и освоен, — говорит зоозащитница Любовь Зайцева. — Хозяин фермы от диалогов с зоозащитниками уходит, ссылаясь на больничный. Активистам он сказал только, мол, то, что вы видели — не основное хозяйство, а «летний лагерь» для зверят.
В другом разговоре владелец настаивал, что трупы овец — это чей-то злой умысел: животных якобы отравили.
Но о внезапном падеже скота Храмов в ветеринарную службу почему-то не сообщал, хотя при подозрении на отравление или инфекции у животных обязан был это делать.
В случае внезапных смертей специалисты ветеринарно-санитарного контроля исследуют, отчего умерло животное. Длительное нахождение на территории самой фермы или пастбищ трупов животных — грубое нарушение правил обращения с животными, которое создает риск возникновения инфекционных болезней, в том числе сибирской язвы.
Как рассказывают зоозащитники, гранты на развитие своих хозяйств Храмов получает регулярно, кроме овец есть и другие животные.
Причиной отсутствия должного контроля и безнаказанности местные жители называют коррупционные связи. У фермера якобы могут иметься определенные договоренности с высокопоставленными служащими местной администрации.
Но в администрации Храмова пытаются защищать.
— Он [Владимир Храмов] зарекомендовал себя с неплохой стороны. Работает. Получил в прошлом году у нас грант очередной на развитие сельского туризма. Приезжаем, смотрим — работает, представляет район, я думаю, даже и область на других мероприятиях, торгует своей продукцией. Фирма в Захватово функционирует. Мы выезжали туда, смотрели на наличие кормов, всё в порядке, — говорит руководитель сельского хозяйства администрации Ковернинского района Юрий Храмов.
Однако чиновник категорически отрицает непотизм и иное покровительство в отношении Владимира Храмова. Одинаковая фамилия — совпадение.
Общественная организация «Голоса за животных» уже направила заявление в межмуниципальный отдел МВД России «Ковернинский» с просьбой провести в отношении владельца фермы проверку по ч. 2 ст. 245 УК РФ — «Жестокое обращение с животными». Также обращения ушли в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Нижегородской области и Республике Марий Эл. Организация просит проверить, не нарушаются ли в Захватово ветеринарно-санитарные правила, что в свою очередь может представлять опасность для животных и людей.
Но, как отмечают сами зоозащитники, вероятность того, что владелец будет наказан — не велика.
- На ферме Захватово грубые нарушения правил обращения с животными повлекли массовую гибель десятков овец. Такие истории происходят регулярно, но очень редко приводят к привлечению виновных к ответственности по факту жестокого обращения с животными. Чтобы предотвратить повторение подобных случаев, необходим закон, который защитит животных от безответственности владельцев и гарантирует им благополучие на протяжении жизни, - Динара Агеева, председательница организации «Голоса за животных».
В мае этого года «Голоса за животных» подали петицию с требованием принять закон, который должен защищать от жестокости животных, используемых в сельском хозяйстве.
Примеры других стран показывают, что можно значительно улучшить положение животных без больших затрат. Отдельные производители в России уже идут по этому пути. Но гуманизация отрасли в масштабах всей страны невозможна без изменения нормативно-правовой базы, объясняет Агеева.
Включение животных, используемых в сельском хозяйстве, в список категорий животных, к которым применяются положения ФЗ № 498 «Об ответственном обращении с животными», помогло бы защитить миллионы живых существ, говорят в организации «Голоса за животных».
«Ежегодно в сельском хозяйстве России подвергаются насилию около 3 миллиардов животных, не считая рыб. Коровы, свиньи, курицы, утки, кролики, козы, овцы, лошади — это высокоразвитые существа, способные испытывать боль и страх точно так же, как кошки или собаки. Но страдания животных в сельском хозяйстве скрыты за высокими заборами ферм и скотобоен. О них не принято говорить, и нет закона, который защищал бы их от жестокости и учитывал естественные потребности. Федеральный закон „Об ответственном обращении с животными“ эту категорию животных полностью игнорирует. Нужно исправлять несправедливость», — говорится в петиции.
Животные на промышленных фермах испытывают физические и психологические страдания на протяжении всей жизни. Большинство этих животных никогда не увидят неба, солнца, травы. Их мир — это тесные загоны и клетки, где невозможно нормально двигаться, расправить крылья, а порой даже повернуться на месте, … где металлические прутья и бетонные полы травмируют лапы, а от зловонных испарений экскрементов невозможно дышать.
Животных подвергают мучительным хирургическим манипуляциям. Теснота и невыносимые условия приводят к стрессу, из-за которого животные начинают наносить друг другу увечья. Поэтому цыплятам обрезают клювы, телятам обрезают рога, а поросятам — клыки. Мальчиков также кастрируют — чтобы у мяса не было специфичного запаха. И чаще всего всё это делают без обезболивания.
Тяжелые условия труда и отсутствие контроля приводят к тому, что работники ферм нередко позволяют себе бить животных, травмировать их, пускать в ход палки или электрический ток. Могут оставить без еды, воды и медицинской помощи.
Содержание животных без учёта их естественных потребностей приводит к болезням. Коровы часто страдают от хромоты и воспаления вымени, свиньи — от остеохондроза и болезней сердца, куры-несушки — от переломов костей и «желточного перитонита», который нередко заканчивается мучительной смертью от сепсиса.
Для повышения продуктивности животных пичкают гормонами роста, что провоцирует заболевания опорно-двигательного аппарата, когда рост костей не поспевает за набором веса.
Особые мучения доставляет транспортировка, во время которой животные порой гибнут, не выдерживая многочасовой пытки в тесном переполненном грузовике или вагоне.
Обезумевшие от страха животные не имеют возможности лечь, страдают от тесноты, жажды, духоты и испарений от собственных испражнений, а иногда до смерти затаптывают друг друга. Вспомните поездку в общественном транспорте в часы пик и умножьте эти ощущения в несколько раз.
Неблагоприятные условия содержания животных несут угрозу и для людей. Постоянный стресс подавляет иммунитет животных и делает их уязвимыми к инфекциям. Производители применяют антибиотики, которые затем попадают в организм человека и снижают эффективность привычных медикаментов: они становятся бесполезны против серьёзных заболеваний.
Подписать петицию с требованием принять закон, который защитит от жестокости животных, используемых в сельском хозяйстве, можно ЗДЕСЬ.