Posted 15 июня 2023, 11:19
Published 15 июня 2023, 11:19
Modified 15 июня 2023, 17:27
Updated 15 июня 2023, 17:27
ИРИНА МИШИНА
Все началось с несоблюдения ограничений на деятельность иноагентов в России. Председатель комитета Госдумы по безопасности Василий Пискарев обратил внимание на то, что иноагенты не имеют права вести педагогическую деятельность, работать с детьми и подростками, они также обязаны маркировать свои книги и иные произведения. В случае нарушений, ответственность будет отныне возложена не только на самих иноагентов, но и на работодателей, которые имеют с ними дело, книжные магазины, продающие их продукцию и другие организации, сотрудничающие с ними.
«Недавно в закон об иноагентах были внесены поправки, которые предусматривают наказание за отход от ограничений, в том числе и для лиц, которые сотрудничают с ними», — отметил депутат Василий Пискарев.
Заместитель министра юстиции России Олег Свириденко подчеркнул, что сейчас Минюст ведет проверку деятельности иноагентов по двум направлениям: во-первых, это получение ими денежных средств, а второе — это политическая деятельность, направленная на нарушение национальных интересов России. Зам. министра подчеркнул, что денежные средства могут передаваться не только в виде денежных переводов, выявляются и иные формы поддержки.
По словам зам.министра юстиции, многие субъекты действуют завуалированно под предлогом спортивной или образовательной деятельности, но на самом деле «выступают против СВО и содействуют подрыву безопасности страны». «Нами, в частности, было выявлено 3 субъекта, которые под разными предлогами и прикрытиями на самом деле собирали средства на военную операцию против России и призывали к протестным акциям», — сообщил Олег Свириденко.
У собравшихся возник вопрос о возможности выходы из реестра иноагентов. Ведь суд отклонил на днях иски Максима Галкина* (признан иноагентом) и Земфиры* (признана иноагентом), которые пытались оспорить свой статус. По словам Олега Свирденко, законодательный способ выхода из реестра иноагентов существует, после проверок 3 организации из 8-и были исключены из реестра иноагентов. Но в целом снять статус иноагента очень сложно. «В 2022 году 13 физических лиц и одно юрлицо подали заявления о снятии с них статуса иноагента, но все эти процессы были ими проиграны», — сообщил зам.министра юстиции.
Встал вопрос о том, что закон слишком строг, а иноагентов стало слишком много. На это зам.министра юстиции Олег Свириденко заметил, что сначала выносится предупреждение Минюста, дается «шанс на исправление», и только после этого принимается решение о присвоении статуса иноагента.
В ходе заседания был поднят вопрос о проверке «Ельцин- центра» на предмет деятельности иностранного агента. Вопрос о необходимости такой проверки поднял депутат Андрей Альшевских. По его мнению, следует навсегда прекратить спекуляции по поводу того, подпадает ли деятельность «Ельцин-центра» под статус иноагента и установить, есть ли там нарушения.
Дословно зам. министра юстиции Олег Свириденко ответил на это следующее: «Что касается проверки, мы ее начали. Я не помню, кто из депутатов такой запрос направил нам, но у нас проверка идет. Действительно, она глубокая идет. Наверное, вы правы в том, что когда результаты проверки будут уже налицо, то, вероятнее всего, наверное, да… Мы ничего не прячем, всё обнародуем».
В «Ельцин-центре» моментально отреагировали на это сообщение.
«Вся наша деятельность — и содержательная и финансовая — осуществляется в строгом соответствии с законом и уставом. Все финансовая отчётность абсолютно прозрачна и публикуется на сайте. Ежегодно мы отчитываемся о деятельности „Ельцин Центра“, в том числе финансовой, перед попечительским советом. Мы уверены, что проверка Минюста подтвердит: никаких оснований для объявления „Ельцин Центра“ иностранным агентом нет и быть не может», — заверил и в музее.
Помимо этого на Комиссии был поднят вопрос о блокировке счетов физических и юридических лиц, признанных иноагентами и находящихся за рубежом. Также возник вопрос о судьбе песен, фильмов и выступлений, связанных с иноагентами. Будут ли их удалять и блокировать? Будут ли замораживать счета иноагентов, уехавших из России? По словам зам.министра юстиции Олега Свириденко, если такие поправки в закон об иноагентах будут приняты, Минюст немедленно начнет их исполнять.
П.С. «НИ» обратились к политтехнологу, юристу Олегу Захарову с просьбой прокомментировать проверку «Ельцин-центра» на предмет деятельности иноагента. Вот, что он заявил:
«На сегодня основанием для проверки на статус иноагента может стать все, что угодно. Но проверка проводится не на пустом месте, очевидно, ищут что-то конкретное или уже нашли. Насколько все это обоснованно? Музей проводит определенную идеологию, которая не всем сегодня нравится. Насколько деятельность музея финансируется из-за рубежа, тоже вопрос. Видимо, Минюст это и выясняет. Но Закон об иноагентах ужесточается, предлогом для включения в реестр сегодня может стать, насколько я знаю, не только финансовая деятельность. Снять статус иноагента очень сложно, практически нереально, но здесь, в случае признания „Ельцин-центра“ иноагентом, я вижу материал для возможного судебного обжалования».