БРИКС как международная организация, в которую входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР, оставалась неизменной с момента учреждения в 2006 году. Она была создана как консультативный орган для определения внешней политики стран-участников. Формально БРИКС был создан для ускорения экономического роста стран-участников, но сейчас фактически этот союз становится альтернативным центром мирового влияния в противовес западному миру с США и ЕС во главе.
Диаметральную противоположность западной системы и БРИКС недавно раскрыл посол Мексики в России Эдуардо Вильегас Мехиас. Он объяснил, что Мексика не может вступить в БРИКС, потому что это испортит отношения с основными партнёрами — США и Канадой. Сейчас приходится выбирать: или БРИКС, или США. Третьего не дано.
Но что мог предложить миру БРИКС до настоящего момента? В первую очередь экономическую мощь КНР, которая и определяла влияние всей организации. «НИ» обратились к самым актуальным данным о ВВП стран в номинальном выражении (это 2021 год) и посчитали, какую долю мирового ВВП производят страны БРИКС и другие. На Китай приходится 18,4% всей мировой экономики. Все остальные члены организации вместе взятые, включая Россию, производят лишь 7,23% мировой экономики, причем 3,3% из них приходится 3,3%. С точки зрения глобальной экономики, в БРИКС есть Китай, чуть-чуть Индии и остальные незаметные статисты.
Противостоять с таким арсеналом непросто, ведь одни только США дают примерно такой же вклад в мировую экономику, как все страны БРИКС вместе взятые — 24,15%. А совокупный ВВП стран «Большой семёрки» — 44,24%!
А США с Евросоюзом конкурентов по этому показателю нет вовсе — они вместе генерируют почти 40% мирового ВВП. Но БРИКС начал расширяться: на днях заявку на вступление подал Египет, и Россия её уже одобрила, президент Алжира (подал заявку на вступление в БРИКС в ноябре 2022 г.) Абдельмаджид Теббун потребовал ускорить включение его страны в БРИКС ради перехода на расчёты в национальных валютах. Также своего рассмотрения ожидает заявка от Ирана. Вместе эти страны дадут дополнительно… 0,96% от мировой экономики. Не густо.
По словам замминистра иностранных дел России Сергея Рябкова, список стран — претендентов на включение в организацию приближается к двум десяткам. Крупнейшие из них — это ОАЭ, Саудовская Аравия и Малайзия, которые дадут почти 1,7% от мирового ВВП. Такие страны как Сирия, Нигерия, Венесуэла, Куба, Никарагуа серьёзного вклада не привнесут. У БРИКС в расширенном формате есть шанс повысить свой вес только за счёт массовости и влияния на сырьевой рынок. По основному показателю — влиянию на мировую экономику через производство товаров и услуг БРИКС ещё долго будет отставать от западных конкурентов.
В мире уже не осталось свободных и по-настоящему независимых стран с сильной экономикой, которые не примкнули бы ни к одной из сторон. Всех лучших игроков давно уже разобрали по командам. Поэтому даже включив всех претендентов из списка Рябкова, БРИКС даже не приблизится к экономическому уровню влияния западных стран.