Posted 15 июня 2023, 09:43
Published 15 июня 2023, 09:43
Modified 15 июня 2023, 14:57
Updated 15 июня 2023, 14:57
Александр Дыбин
В Ростове разбираются со странной смертью местного активиста Анатолия Березикова. Он с 21 мая отбывал арест по административной статье «мелкое хулиганство» за расклеивание антивоенных листовок. По этой статье он провел в приемнике 10 суток, но сразу после выхода снова был задержан и помещен уже на 15 суток по статье «сопротивление полиции». Срок заканчивался 15 июня.
Как сообщает местное издание 161.ru, о смерти 40-летнего мужчины заявила его адвокат Ирина Гак, которая обнародовала видео, в котором рассказала, что пришла к доверителю в спецприемник, но увидела, как его тело выносят и грузят в санитарную машину.
«Как утверждает в жалобе адвокат, в Березикову в спецприемник приходил „некий следователь ФСБ“, который якобы сказал подзащитному Гак, что Березикова будут освобождать и снова задерживать, пока не будут готовы документы для уголовного дела. Дальше мужчине обещали наказание вплоть до пожизненного», — сообщает издание.
Оперативно связаться с Ириной Гал не удалось. Издание «Аргументы и факты» в Ростове-на-Дону попыталось получить комментарий от местного управления внутренних дел и Следственного управления СКР по региону. Последнее должно проводить проверку по факту смерти задержанного. Точная причина смерти мужчины не называлась.
Единой статистики смертности в различных местах лишения свободы нет, так как они относятся к разным ведомствам. Тюрьмы и колонии, где находятся уже осужденные, относятся к ФСИН, СИЗО, где содержатся обвиняемые в уголовных преступлениях, могут быть подведомственны ФСБ и ФСИН, спецприемники, где сидят административно арестованные — это система МВД. В 2019 году уровень смертности в учреждениях системы ФСИН составил 46,6 случая на 10 тыс. тюремного контингента. Среди причин смерти, по разным данным, самая высокая доля у ВИЧ-инфекции — более 30%, чуть меньше 30% — «другие причины». По словам правозащитников, в эту категорию могут попадать насильственные смерти и суициды. Но точнее статистики в свободном доступе нет.
Резонансные смерти, в том числе известных заключенных, происходят регулярно. Так, в 2020 году в СИЗО Челябинска умер Максим Марцинкевич (внесен в список террористов и экстремистов- ред.) или Тесак. Официальная версия — суицид. Судя по доступной информации, он находился в камере один.
В том же 2020 году в камере с признаками удушья был обнаружен 24-летний Артем Семенов, известный, как «маньяк с ножом из Тольятти». Его приговорили к длительному сроку за нападения на девушек, которые вызвали панику.
Попадают в статистику громких смертей за решеткой и бывшие высокопоставленные руководители, которые к тому же оказывались свидетелями в больших уголовных процессах. Так, в 12-тиместной камере СИЗО скончался бывший топ-менеджер корпорации «Роскосмос» Владимир Евдокимов. Он был зарезан, и экспертиза показала, что нанести самому себе такие травмы он не мог. При этом тело нашли в туалете, закрытом изнутри, и все 11 его сокамерников заявили, что ничего не слышали.
В 2014 году погиб бывший замруководителя антикоррупционного управления МВД генерал Борис Колесников. Сначала он получил открытую черепно-мозговую травму в камере СИЗО «Лефортово». По официальной версии — упал во время уборки. А спустя несколько дней его увезли на допрос в здание Следственного комитета, где он выпал с балкона 6 этажа.
В 2016 году в СИЗО «Матросская тишина» нашли мертвым фигуранта уголовного дела о коррупции в руководстве республики Коми Антона Фаерштейна. По версии следствия, он входил в группу, помогавшую бывшим главам республики Гайзеру и Торлопову похищать акции предприятий региона.