Иван Зубов
Тяжелейшие демографические проблемы, с которыми столкнулась Россия в последние годы касаются не только падения рождаемости, но и растущей нехватки рабочей силы. Причин тут несколько: и идущая уже полтора года специальная военная операция, и бегство мужчин призывного возраста за границу, и, как выясняется, элементарное нежелание работать. Московский бизнесмен Владимир С. жалуется в своем блоге:
«Я закрыл пять прибыльных отделов из-за отсутствия персонала.
Я думал, что это проблемы такого мелкого бизнеса как у меня. Плюс специфика розничной торговли. Типа, никто не хочет работать продавцом.
Сейчас я работаю программистом и наблюдаю картину совершенно в другой сфере.
В одной из компаний стоит вопрос о расторжении очень прибыльных договоров ввиду отсутствия программистов. Одна из крупных государственных компаний из нефтегазовой сферы уже не первый раз предлагает мне перейти на работу к ним или, если есть возможность, рекомендовать кого-нибудь для закрытия вакансии. Зарплаты более чем достаточные. Например, моя компания сейчас выставляет вилку в объявлении 150-300 тысяч рублей. Нанять людей не могут.
Вопрос: что происходит и что будет дальше? Где обещанная безработица?»
В своих комментариях многие читатели блога ожидаемо сетовали на массовый отъезд специалистов:
— У меня кузен с женой работали в «Яндексе», те самые спецы с з/п 300+, когда началась мобилизация он уехал в один день, она — через пару месяцев. Вот вам и минус два человека на рынке труда. И таких, как показывает практика, сотни тысяч.
— Я вот в компьютерный клуб в течении одного дня нашёл трёх человек. Один очень даже вменяемый. Наверное, это интересная работа. Я в этих компах и игрушках ни фига не понимаю, а они копаются им нравится. Но это те же продавцы.
С высококвалифицированными специалистами, видимо, проблема другая. Мой знакомый стоматолог в сентябре через Верхний Ларс сначала в Грузию, оттуда в Астану. Сейчас от 300 тысяч рублей там, плюс двушку в центре за 14000 рублей хозяин клиники свою ему сдаёт.
Парень от такого офигел, говорит — а что, так можно было?
В своём Смоленске за 7 лет только на ипотеку накопил, которую 15 лет отдавать. Вот тебе ещё минус один крутой спец. И это учитывая, что врачу нужно нострификация и куча бюрократии в другой стране, айтишникам с этим проще в разы.
Впрочем, некоторые комментаторы считают, что такое положение дел только на пользу:
— Как я говорил задолго до случившегося (СВО, бегство от мобилизации), в России страшный кадровый кризис. который был незаметен только в состоянии кризиса/стагнации в которой мы находились более 10 лет «потерянного десятилетия». Любой рост, даже не столь активный и спровоцированный санкциями сделал кадровый кризис очевидным. Работать буквально некому. Но, с другой стороны, рынок труда — это тоже рынок и рост спроса на кадры повышает стоимость труда, что в долгосрочном плане отвлечет молодежь от мечтаний о месте чиновника/«силовика»/сотрудника госкорпорации и привлечет на технические специальности. Но эффект от этого будет виден только лет через 5-10.
Кстати, интересные процессы идут в ОПК, там у моего друга и коллеги родственница работает. Народ начал увольняться, т. к. объем работы вырос, а зарплаты нет. Раньше зарплаты рабочих были примерно одинаковыми в «оборонке» и «на гражданке», а сейчас «на гражданке» начали активно конкурировать за кадры, а «оборонка» в силу советской кондовости и презрительного отношения к персоналу («а куда они денутся») повысить зарплаты не может.