Александр Дыбин
Отдых внутри России — тренд последних лет. Сначала пандемия, теперь санкции, закрыли многие популярные заграничные направления. А те, что открыты, оказываются не по карману. Все это привело к расцвету самостоятельных путешествий внутри страны, когда турист сам планирует маршрут, логистику и бронирует отели. Мы решили посчитать, какие варианты путешествия из столицы по популярным направлениям самые удобные и выгодные.
Самолет — самый быстрый, а иногда и самый дешевый вид транспорта. В туристические центры всегда есть билеты, а если покупать заранее, цены сопоставимы с ЖД и автобусным транспортом. Но чем дальше от Москвы, тем дороже и с расстоянием цена растет быстрее, чем на другие виды транспорта. Еще одно возможное неудобство — требования к багажу, которые у авиакомпаний разные. Если путешествовать семьей, можно легко перебрать по весу или габаритам и испортить настроение дополнительными расходами и спорами с сотрудниками авиакомпании. Еще один минус — аэропорты, как правило расположены в региональных центрах. Нужно продумывать логистику от аэропорта до места отдыха.
Железная дорога и автобус — в среднем дешевле самолета, но значительно дольше. Это время будет вычитаться из отпуска. Чем дешевле, тем меньше комфорта. Поездки на дальние расстояния, например, на автобусе могут стать довольно утомительным предприятием.
Автомобиль — самый дорогой вид транспорта. Бензин только дорожает, плюс амортизация авто. Кроме того, для водителя — это полноценная работа и после приезда нужно будет время, чтобы прийти в себя. Но на авто можно брать с собой питомцев, удобнее путешествовать с детьми, так как вы не привязаны ко времени вылета или отправления. А еще автопутешественники ничем не ограничены и могут осматривать достопримечательности по пути, или активно перемещаться по региону, в котором отдыхают. В этом случае не нужно прибегать к услугам таксистов и экскурсоводов на месте.
Логистика между двумя столицами самая разнообразная. Самый бюджетный вариант — автобус. Цены на билеты начинаются с 1100 рублей на человека. Отправляются автобусы с разных вокзалов столицы, но все приходят к станции метро «Обводный канал» в Петербурге. В пути придется провести 9-12 часов в зависимости от пробок. И это, наверное, самый долгий вариант. Плюс автобус — не самый комфортный вид транспорта.
Следующий по возрастанию цены и сокращению времени в пути — железнодорожный транспорт. Можно купить билет на один из более чем 40 поездов, идущих через столицу в Санкт-Петербург. Среди них есть и фирменные, чуть более комфортные, чем обычные составы: «Волга», «Андрей Тульников», «Арктика», тверской экспресс «Мегаполис». В пути придется провести от 7,5 до 11 часов. Билеты на сидячие места в такие поезда стоят от 1460 рублей, в купе — от 2500.
Из Москвы до Санкт-Петербурга ходят «Ласточки». Утренние рейсы быстрые — в дороге всего 5 ч 36 минут (от 2160 рублей), дневные — 7 часов (от 1728 рублей).
Самый скоростной вариант — это «Сапсан». Он домчит до Петербурга за 4 часа, что если брать в расчет время на то, чтобы добраться до аэропорта и пройти все процедуры, это сопоставимо с самолетом. Но стоят билеты на скоростной поезд от 3 до 5 тысяч рублей. Рейсов много, всегда можно выбрать подходящий вариант.
Самолет — самый быстрый способ добраться из Москвы в Санкт-Петербург. Перелет занимает около часа, но к этому времени нужно прибавить логистику до аэропорта и прохождение контроля. Цена билета эконом-класса начинается от 2300-7000 рублей. Все зависит от времени до полета, когда покупаются билеты, а так же наличие багажа, возможность сдать билеты и т. п.
Автомобиль — не самый медленный, но и не самый дешевый вариант. Добраться из Москвы до Петербурга можно по двум трассам. Путь по платной М-11 «Нева» займет около 7 часов и от 2400 рублей в зависимости от типа авто и времени суток. Дорога очень быстрая и комфортная, но на ней мало заправок и мест для питания. Поэтому нужно подгадывать заправку перед выездом на «платник» и подумать о перекусе. Бесплатная М-10 полна кафе, кемпингов, захватывающих видов и интересных поселков, но ехать по ней не просто. Она идет через населенные пункты, где разрешенная скорость падает до 40-60 км. ч. Здесь легко нарваться на штраф с камеры. А путь займет более 10 часов. В затраты так же идут бензин на 700 километров пути и остановка на перекус.
Но главный бонус автомобильного путешествия — это мобильность. Можно посмотреть гораздо больше и начать узнавать что-то новое уже в дороге. Например, по пути из Москвы в Санкт-Петербург, можно сделать остановки в Твери или Великом Новгороде, заехать на валдайскую тропу или сделать крюк до Пскова или Пушкинских гор.
Направление из столицы на главный южный курорт страны так же пестрит вариантами логистики.
Самый быстрый и. на удивление, один из самых дешевых — это самолет. Из столицы в Сочи летают несколько авиакомпаний, в день уходят десятки рейсов. Если покупать билеты заранее, можно найти совсем недорогие от 3300 рублей с человека (правда без багажа и невозвратные). А если озадачиться и караулить промо-акции, будет еще дешевле. Самолет летит до Сочи 2 часа 40 минут. Еще около 1000 рублей будет стоить такси из аэропорта, или можно воспользоваться общественным транспортом.
Поезд «Москва — Сочи» чуть дешевле. Цены на плацкарт начинаются от 2500 рублей. За комфорт придется доплатить. Обычный поезд идет до Сочи около 40 часов, фирменный — быстрее — 25 часов. Но все равно, это потерянные сутки отпуска.
Еще дешевле автобус, но такая поездка больше походит на подвиг. 30 часов в сидячем положении в пробках и летней жаре.
Автомобиль сэкономит не так много времени, и будет стоить дороже. Даже если ехать по платной трассе М-4 «Дон», на дорогу все равно нужно выделять сутки. Платная трасса в этом направлении, не такая быстрая, как до Питера. Здесь есть участки, которые идут через населенные пункты, а так же регулярно встречаются затяжные дорожные работы, которые провоцируют пробки. Самые мучительные пробки — в Ростовской области. Проезд по платным дорогам в строну Юга обойдется у 2855-3510 рублей в зависимости от дня недели. Бензин нужно рассчитывать на 1600 километров по платной дороге или 1800 км по бесплатной. Если ехать с семьей, или в машине только один водитель, то придется останавливаться на ночевку. Зато можно отклониться от маршрута и посмотреть Куликово поле, музей-заповедник «Дивногорье», археологический парк «Аргамач», Осетровский плацдарм или панораму Хребтовый перевал.
Самый удобный и самый быстрый способ добраться до Горно-Алтайска, с которого начинаются путешествия по этому региону, это самолет. Рейсов много, но из-за расстояния билеты могут быть дорогими. Если покупать заранее, можно найти по 5-6 тысяч рублей в одну сторону. В разгар сезона и ближе к дате перелет на одного человека будет стоить уже 15-20 тысяч в один конец. Зато полстраны можно пролететь за четыре с половиной часа. Если билетов до самого Горно-Алтайска нет, то можно долететь до Новосибирска или Барнаула и оттуда добраться другим транспортом.
Путешествие на поезде съест почти три дня в одну сторону. При этом прямого рейса до Горно-Алтайска нет. Ближайшая станция — Бийск. От него еще 80 километров придется преодолеть на автобусе. Цена билетов на поезд начинаются от 8000 за плацкарт и от 13000 за купе. Но их быстро разбирают.
Преодолеть расстояние в 3800 километров от Москвы до Горно-Алтайска на машине — уже полноценное приключение. Готовиться к дороге нужно заранее, продумывать места для ночевок, которых не избежать. По опыту путешественников, путь до Алтая на авто занимает 4 дня. При расходе топлива 10 литров на сотню, на бензин только в один конец уйдет 20 000 рублей. Плюс плата за ночевку и обеды в дороге.
Автор телеграм-канала «Выгодные путешествия» Светлана Носова отмечает, что в области самостоятельных путешествий сложились мифы, что поездом — это долго, самолетом — дорого, а на машине очень выгодно.
«Все зависит от очень многих факторов, — говорит эксперт, — часто люди берут в расчет какой-то одни фактор и не думают о других, а в процессе путешествия, человек понимает, его планы не сходят. Рассчитывал потратить 20 000 рублей, а выходит в сорок. Не важно, куда вы едете, север, юг, средняя полоса или заграница. Везде работают абсолютно одни и те же принципы. Если вы задумали посетить какое-то место, сразу соберите информацию, как туда можно добраться. Самолетом, поездом, автомобилем. Соберите эти варианты и из этого первичного списка уберите заведомо неприемлемые. Например, вы ни за какие деньги не готовы ехать шесть дней в поезде Москва-Владивосток. Это первичная фильтрация. Из оставшихся вы можете смотреть, где какие цены. Распределить их в рейтинг, например, по ценам от более низкой к более высокой. Советую промониторить две-три площадки, где продаются билеты в нужное вам направление, на нужный вид транспорта. Выбираете тот, что укладывается в ваш бюджет. Дальше нужно посмотреть, какие еще расходы приплюсовываются. Если вы летите самолетом, а вылет ранний, то надо ехать на такси, заложите и эту сумму. Возможно, эта стоимость такси сожрет всю выгоду вашего билета. Так у вас постепенно будет сужаться круг вариантов. Еще один совет. При поиске билетов нужно выбрать 2-3 площадки максимум. Когда новички начинают перебирать все сайты, закапываются в эту тему и в итоге покупают дорогие билеты. Это парадокс, но он работает. Кроме того, нужно подумать в каком составе вы едете: один, парой, с детьми. Это очень влияет на бюджет. Например, если вы едете большой компанией на минивэне, селитесь в дом, делите расходы, то это может быть выгоднее».