Елена Петрова, Наталья Сейбиль
Производителям лекарств скоро запретят платить аптекам за продвижение препаратов. Это инициатива депутатов Госдумы вызвала бурю негодования у аптечных сетей. В 2021 году аптеки уже лишили бэк-маржи. Против было и правительство, и аптечное лобби. Депутаты аргументировали запрет тем, что надо помогать отечественному производителю лекарств, ведь платили аптекам в основном зарубежные компании, и немало — около трети стоимости каждого препарата.
Конечно, сама практика платить продавцу за то, что он продает твое лекарство и «не замечает» другое, существует не первый год. В нулевых годах бэк-маржа не поднималась выше 5%. К 2017 году аптеки начинали разговор с производителями лекарств с 60%. В среднем фарм-индустрии приходилось платить сетям от 20 до 40%. После битвы в Думе всем разрешили доплачивать не больше 5%.
Теперь руки дошли до маркетинговых бюджетов. Их платят те же самые производители лекарств, и размер остался примерно таким же — 20-40% надбавки. Однако для аптек маркетинговые бюджеты позволяли проводить, например, скидочные кампании. Сбрасывая цену на определенные виды лекарств, они могли варьировать цены на другие товары. Думцы решили, что 5% от стоимости будет вполне достаточным бонусом для этих целей.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что с конца февраля 2022 года наценка на лекарства выросла до 30%. Это нужно, по мнению депутатов, срочно исправлять.
Цель, как всегда, благая: снизить цены на лекарства. Однако маркетинговые бюджеты, из-за которых снова разгорелся спор, составляют больше 50% маржи аптек. Депутаты могут верить в это или нет, но аптеки — это бизнес. Если их лишат заработка, то тогда они немедленно восполнят убыток через повышение цен. И действительно, «Ведомости» цитируют директора по развитию RNC Pharma Николая Беспалова, который прогнозирует рост цен на лекарства до 20%.
Директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович согласна с тем, что цены будут только расти:
— Если жестко будут регламентировать расходы на продвижение, то тогда невозможно будет делать переброску денег с одного лекарства на другое. В один месяц они промоутируют условный аспирин, а в следующем месяце — нурофен, в зависисмости от того, как они договорились с компанией-производителем, какие лекарства они как продвигают, и сколько в стоимости препарата будет цена продвижения. Если это будет жестко регламентировано, то они будут промоутировать только дорогие препараты и брать только дорогие препараты, потому что тогда процентная наценка будет выгоднее на дорогие препараты.
В отрасли говорят, что ограничить аптеки в регулировании цен на лекарства исполнительная власть пытается уже 5 лет. Тогда правительство поддержало бизнес. Причину Нелли Игнатьева, исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС), объясняет так:
— В рамках ОМН действующие вещества бывают у нескольких производителей. Они по действию препарата одинаковые, но по стоимости разные. Эти ограничения, которые предполагается вводить, во всяком случае, так формулируется инициатива в законопроекте, выглядят таким образом: ограничения 5% для всех. Любые ограничения приводят к вымыванию особо доступных препаратов.
Аптеки и оптовики будут заинтересованы закупать самые дорогие лекарства. Дешевых препаратов станет меньше, и не факт, что это будут лучшие лекарства.
Если денег будет не хватать, мелкие аптеки будут закрываться, ведь никто себе в убыток работать не станет. Сетевики тоже не удержат свои филиалы в небольших городах. Пострадают те же потребители, о которых так пекутся народные избранники.
И тогда мера, введенная в 2021 году, потеряет всякий смысл. Импортные лекарства по определению дороже, и вместе с аптеками пострадают и российские производители.