Результаты опроса должны заставить отельеров и туроператоров задуматься о существующей ценовой политике: 44% респондентов считают цены на отдых в России немного завышенными, а 31% — сильно завышенными и недоступными. То есть три четверти россиян недовольны тарифами. У людей есть только один выход — самостоятельно искать наиболее экономные варианты отдыха. «НИ» вместе с экспертами выяснили, куда стоит отправиться в путешествие по России в 2023 году и как можно сэкономить на трансфере и проживании. Такая возможность пока есть.
Рассчитывать российским гражданам традиционно приходится лишь на собственную находчивость. А что же представителями туротрасли? У них сейчас масса поводов для того, чтобы заламывать ценники на летний отдых. Туры в Турцию на неделю на двоих стоят 150-200 тыс. рублей. Самый популярный портал по поиску отелей Booking.com (он не даёт искать отели в России из-за санкций, но за границей ещё показывает варианты) в Турции для россиян стал выдавать предложения по завышенным ценам. Разница в ценах на пятизвёздочные отели достигает 75-150 тыс. за недельное проживание! Для европейцев те же локации выходят дешевле.
Подогревают цены и внутренний спрос. Даже в далеко не самой популярной Амурской области, по данным ЦБ, турпоток в прошлом году вырос на 10% в том числе благодаря промышленному туризму. А Кировская область с января по апрель показала рост турпотока на 31%, хотя весна — не самое популярное время. Также АТОР прогнозирует увеличение турпотока в 2023 году по всей стране примерно на треть.
Допустим, что у предпринимателей случится приступ альтруизма и они снизят цены. Смогут ли они от этого заработать больше за счёт ещё большего увеличения турпотока? Вряд ли. Во-первых, опросы «Открытия» и «Росгостраха» показали, что 78% россиян проводят отпуск в России (44% — в основном, 34% — всегда). То есть значительно наращивать турпоток уже некуда. А во-вторых, в этом случае усугубится проблема дефицита мест размещения — добавляет сооснователь сервиса по аренде автокемперов «БериКемпер» Андрей Ширяев.
— Многие регионы, особенно Дагестан, уже столкнулись с тем, что у них не хватает стационарных мест размещения (отели, турбазы, гостевые дома). Снижение цен приведёт лишь к тому, что все номера будут забронированы ещё раньше, чем сейчас. Это помогает бизнесу планировать выручку, но снижает её объём.
К тому же, как добавляет Андрей Ширяев, Россия переживает сложный период становления туристической отрасли.
— Туризм в России долгие годы развивался очень вяло. Только в последние лет 5 начался настоящий переворот. В масштабах отрасли это очень малый срок. Поэтому туристический бизнес в России напоминает Дикий Запад: каждый устанавливает такие условия, какие хочет. Ситуация усугубляется малым горизонтом планирования: любые проекты должны окупаться в максимально сжатые сроки.
Поэтому, если хотите сэкономить — смотрите непопулярные, но от этого не менее интересные направления, например Поволжье или Урал. Ищите субсидируемые билеты на самолёты, а проживание подбирайте в городах, а не на многолюдных курортах. Такие советы дают эксперты отрасли.