Геннадий Чародеев
До сих пор ничего толком неизвестно о гибели флагмана Черноморского флота. 14 апреля 2022 года Минобороны РФ коротко сообщило, что в результате пожара на борту российского судна сдетонировал боезапас. Крейсер получил серьезные повреждения, экипаж был эвакуирован. Позднее официальные источники в российской столице заявили, что «Москва» затонула при буксировке в условиях шторма.
Однако в Киеве считали по-другому. Местные СМИ тут же объявили на весь мир о том, что в районе острова Змеиный бойцам ВСУ с помощью лучших в мире противокорабельных ракет «Нептун» украинского производства удалось «продырявить» русский крейсер.
По другой версии, это были ракеты пятого поколения NSM, совместного производства Норвегии и США.
— Еще говорили о диверсионной группе ВСУ, якобы проникшей на борт российского судна и взорвавшей отсеки, где хранились боеприпасы, — напомнил «НИ» военный эксперт и писатель Александр Храмчихин. — Кроме того, надо учитывать, что крейсер «Москва» сошел со стапелей в Николаеве еще 1976 году и, видимо, устарел. На борту могло произойти все что угодно. Тем не менее, многие специалисты все же склоняются к версии о том, что корабль был поврежден украинскими противокорабельными ракетами. А навели их на цель американцы с помощью спутников. Увы, никаких разъяснений представители Минобороны РФ до сих пор не дали.
Российский боевой корабль действительно получил серьезные повреждения и его срочно отбуксировали на расстояние примерно в 120 км в район Севастополя. Море было неспокойно. Из-за серьезных «ранений» от взрывов и пожара корабль потерял остойчивость, во время шторма перевернулся и пошел ко дну.
Как писал ресурс Defense Express, в районе затонувшего крейсера «Москва» долгое время находились восемь спасательных и вспомогательных кораблей и судов Черноморского флота РФ. Все говорило о том, что русские готовятся к подъему судна.
— Поднимать со дна Черного моря затонувший ракетный крейсер «Москва» нецелесообразно по многим причинам, — заявил «НИ» вице-адмирал запаса Тенгиз Борисов, ранее возглавлявший Комитет по проведению подводных работ особого назначения при Правительстве РФ. — Было бы понятно, если бы этот корабль подлежал восстановлению, и его в дальнейшем планировали использовать как боевую единицу. Кроме того, такой вариант был бы приемлем, если бы на борту затонувшего судна находились тела погибших моряков, какое-то очень ценное оборудование или какие-то уникальные системы вооружений, боеприпасы, которые не должны попасть в руки противника, и которые невозможно извлечь другим путем.
Насколько мне известно, ничего там этого нет. Там, наверняка, уже поработали российские водолазы и подняли все, представляющее интерес для нашей стороны и разведки противника.
По словам экспертов, затонувший корабль лежит на глубине примерно 50-60 метров. Но больше широкой публике ничего не известно. Представим, что крейсер затонул в нормальном положении или, как говорят военные моряки «на ровный киль», и при погружении не опрокинулся, лег на грунт без крена и деферента. В момент затопления корабль мог разломиться надвое. С другой стороны, поскольку глубина небольшая, скорее всего, он лег на бок. Кроме того, неизвестно состояние корпуса корабля после ракетного нападения, пожара, погружения и удара о грунт. В процессе его подъема и при попытке дальнейшей буксировки судно может развалиться — такое тоже случается. Очень много всяких вопросов, которые требуют тщательного исследования специалистов, считает вице-адмирал Борисов.
— Подъем крейсера «Москва», с моей точки зрения, в принципе возможен. Для этого существуют специальные технологии, техника. Однако смысла проводить чрезвычайно сложную и дорогостоящую операцию, причем с неочевидным результатом, я полагаю, сегодня нет. Даже если пустить корпус разбитого корабля на металлолом, это все равно будет невыгодно с экономической точки зрения. А за деньги, которые потребуются для его подъема и утилизации, вполне можно будет построить современный боевой корабль.
Участие таких больших кораблей в современном вооруженном конфликте также нецелесообразно, считает Борисов. По его мнению, крейсеру не надо было так близко приближаться к берегам, которые контролирует ВСУ, так как сохранялся большой риск нападения. Экипаж «Москвы» располагал средствами и мог нанести удар с расстояния, которое было недосягаемо для противника. Тем более, что экипаж «Москвы» располагал ударным комплексом большой дальности действия.
«Москва лежит на грунте примерно в 50 км от крымского берега, это значит в нейтральных водах. Но ни англичане, ни американцы, ни, тем более, украинцы не пойдут на то, чтобы поднять российский крейсер на поверхность. Им это и не позволит сделать Россия», —заявил вице-адмирал.
Ракетный крейсер проекта 1164 «Москва» (первоначальное название «Слава») был заложен на Николаевском судостроительном заводе в 1976 году, введен в эксплуатацию в декабре 1982-го. 30 января 1983 года его включили в состав Черноморского флота.
Корабль входил в состав 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ ВМФ России. После списания противолодочного крейсера «Москва» в 1996 году унаследовал его имя и стал флагманом Черноморского флота.
На борту корабля в момент нападения находилось 16 пусковых установок сверхзвуковых противокорабельных ракет П-1000 «Вулкан», а также противолодочное и минно-торпедное вооружение, артиллерия, комплексы ПВО. Экипаж крейсера — 510 человек. Водоизмещение — 11,49 тыс. тонн. Длина корпуса — 186,5 м, ширина — 20,8 м. Максимальная скорость хода — 32 узла (59 км/ч).