Posted 6 июня 2023, 13:22
Published 6 июня 2023, 13:22
Modified 6 июня 2023, 13:24
Updated 6 июня 2023, 13:24
Кризис научного знания в России отразился и на работе редакций научных журналов. По сути, для жуликов в науке сейчас наступило полное раздолье, уверены эксперты. Очередное расследование, обнаружившее крайне неприятные факты плагиата, провели члены научного сообщества «Диссернет», о чем сообщил в своем блоге один из его основателей, ученый-физик Андрей Ростовцев.
«Примерно лет десять назад редакции российских научных журналов массово начали использовать в своей работе программу „Антиплагиат“, и действительно, прямого плагиата в научных публикациях поубавилось. Казалось бы, проблема плагиата была окончательно решена. Но в последние несколько лет по какой-то причине российские плагиаторы снова начали поднимать голову, а редакции журналов — принимать к публикации статьи с неприкрытыми заимствованиями. По времени этот „обратный“ процесс совпал с началом пандемии и усилился после февраля 2022 года.
Недавно студенты одного из юридических вузов обратили внимание, что некая дама, кандидат юридических наук и член всяческих Академий и Экспертных советов как из пулемета публикует статьи, нарезая их из студенческих курсовых и дипломных работ, отношения к которым, не имея даже косвенного, а пользуясь тем, что работы размещены в свободном доступе. После обращения немного охреневших от такой наглости студентов в «Диссернет» выяснилось, что начиная с 2019 году у дамы-юриста десятки публикаций в юридических журналах были выполнены по одной и той же описанной выше схеме. Среди журналов, принявших и опубликовавших нарезку из чужих студенческих работ оказались различные издания Московского университета МВД, тематические журналы по криминологии, по проблемам безопасности, по гражданскому и торговому праву, и даже по проблемам биологии и медицины. Иными словами, издания разные и никак не связанные друг с другом, не сговариваясь вдруг массово начинают принимать публикации с грубыми нарушениями академической этики.
История о том, как студенты юрфака МГУ обнаружили значительные фрагменты из своих курсовых и дипломных работ опубликованными позже под чужим именем в различных российских научных журналах по праву, получила любопытное продолжение. При ближайшем рассмотрении подозрения студентов юрфака не только подтвердились, но выяснилось, что доцент, кандидат юридических наук Л. В. Щербачева за несколько последних лет опубликовала десятки «научных» статей, полностью списанных со студенческих работ. Кажется, такого не может быть. Это какой-то абсолютный зашквар нового уровня. Напрашивается вопрос: насколько уникальна в своем писательском и научном творчестве г-жа Щербачева? Чтобы ответить на этот вопрос мы взяли наугад магистерскую диссертацию на современную актуальную тему «Криминологическая характеристика личности террориста», защищенную в Тольятти в 2019 году, и прокрутили в мясорубке фарш в обратную сторону. То есть сравнили текст магистерской диссертации со всем корпусом более поздних публикаций в российских научных журналах. Благодаря методу глобального мэппинга текстов, разработанному в Диссернет, машине для этого потребовались считанные секунды.
Авторами первой «научной» статьи, текст которой полностью был содран с чужого магистерского диплома, оказались офицеры полиции, кандидаты юридических наук, преподаватели Санкт-Петербургского университета МВД России. То есть это те, кто учит полицейских. Тех самых полицейских, которые оформляют липовые протоколы задержаний, лжесвидетельствуют на судах, выламывают двери в квартиры, и много чему еще полезному успели научиться в университетах МВД.
Удивительно, но с того же магистерского диплома совершенно независимо от полицаев содрал свой научный труд доктор экономических наук, кандидат юридических наук, главный научный редактор журналов «Вестник Московского университета МВД России» и «Криминологический журнал» Московского университета МВД имени В. Я. Кикотя и главный редактор издательства «Юнити-Дана». Вот тебе на! Ему-то это зачем? У почтенного профессора полицейских наук и так в РИНЦ более тысячи публикаций.
В итоге получается, что за годы пандемии и войны у полицейских ученых (а может быть, не только у них) окончательно снесло крышу, и почувствовав свою безнаказанность, профессора и доценты пустились во все тяжкие — обворовывать студентов. Кстати, судя по статье в википедии о Нодари Дарчоевиче Эриашвили, случаи с присвоением чужих работ в юридических издательствах встречались и ранее. Правда, обворованные авторы до сих пор суды проигрывали. А было бы хорошо, если сегодняшние студенты юридических факультетов, пострадавших от препов-плагиаторов, снова обратятся в суд, чтобы защитить свои авторские права. Эх, мечты, мечты…»