Posted 5 июня 2023, 14:37

Published 5 июня 2023, 14:37

Modified 5 июня 2023, 14:39

Updated 5 июня 2023, 14:39

Цены на молоко и молочную продукцию: почему эксперты считают их сильно завышенными

5 июня 2023, 14:37

Торговые сети попадут под проверки из-за высоких цен на молочную продукцию

Сюжет
Цены
Депутаты требуют от ФАС проверить торговые сети из-за высоких цен на молочную продукцию. Они сохраняют наценку в 40-70%, а по некоторым высокомаржинальным продуктам эта наценка доходит до 100-150%. Так легко магазины могут увеличить цены в 2–2,5 раза. Но это ли единственная причина дорогой молочки?

Мария Соколова

В Комитете Госдумы по аграрным вопросам считают торговые сети виновниками высоких цен на молочные продукты из-за гигантской наценки продавцов. Соответствующее обращение направлено в ФАС. Действительно, почему на полках магазинов мы наблюдаем каждый раз растущие цифры на ценниках молочной продукции, при том, что, оказывается, сырье производителям стало обходиться, наоборот, дешевле?

Отпускные цены на сырое молоко этой весной упали настолько, что поставили фермеров на грань выживания. Только в течение апреля цена сырого молока упала на 20% — с 35 рублей за литр до 28 рублей за литр при себестоимости производства в 26 рублей за литр — жалуются ставропольские фермеры. В некоторых случаях закупочные цены на молоко, по данным президента Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств (АККОР) Владимира Плотникова, уже упали до 23 рублей за литр, а продукция из личных хозяйств подешевела до 16 рублей. Всё из-за затоваривания рынка: производство молока растёт (на 2% в 2022 году), а спрос — падает. Потребление молока в прошлом году снизилось сразу на 12% — до 165 кг на душу населения при рекомендуемой Минздравом норме в 340 кг. В результате к концу марта, по данным «Союзмолока», запасы сухого обезжиренного молока на складах производителей на 241% превышали показатели марта 2022 года, сухой сыворотки — на 149%, сырных продуктов и сыров — на 65% и 32% соответственно.

По всем законам свободного рынка затоваривание должно привести к снижению цен на продукцию. Но мы изучили данные «Росстата» о розничных ценах на молоко и молочную продукцию, и удивились. Молоко с 9 января по 29 мая 2023 года не подешевело, а только подорожало на 1,4%. Аналогичный рост цен наблюдается и по сравнению с концом мая 2022 года. Кисломолочные продукты тоже не дешевеют. За последние 12 месяцев они подорожали на 2,1%.

Расхождение налицо. Но причина здесь не только в торговых сетях, но и в том, как развивалась вся молочная отрасль страны в прошлые годы. Импортозамещение привело не туда, куда хотелось бы. По данным NielsenIQ, 70% всей выручки приходится на традиционную продукцию (молоко, сметана), но выбор таких товаров в магазинах небольшой — они занимают только 40% полок. Зато прилавки завалены разнообразными йогуртами, творожками и прочей дорогой современной продукцией. По оценке управляющего партнера Streda Consulting Алексея Груздева, за последние 10 лет в переработку молока в России было инвестировано 400 млрд рублей — это 15–20% от всех инвестиций в переработку и производство пищевой продукции. Получается, что потребности людей сейчас не совпадают с возможностями производителей, которым надо отбивать вложенные в производство деньги.

Рынок молочной продукции в России сейчас весь катастрофически разбалансирован. В целом по стране ТОП-20 крупнейших переработчиков молока занимают только 30% рынка, а 73% продаж питьевых йогуртов в натуральном выражении контролируют две компании. Причем, это зарубежные предприятия: «Данон» и «Вимм-Билль-Данн» — дочка PepsiCo. И их текущее положение может вполне устраивать, ведь в прошлом году продажи питьевых йогуртов собственных торговых марок упали на 21% в натуральном выражении, но выросли на 4,3% в денежном выражении. С каждой бутылочки производители стали получать на 25% больше денег. Действительно, зачем выпускать много дешёвой продукции, если можно выпускать меньше, но дрогой?

ФАС может проверить торговые сети, вынести предписания по некоторым товарам, но вряд ли это кардинально изменит ситуацию. Рынок молочной продукции сейчас напоминает дикий запад — каждый выживает, как может, но удаётся это не всем. А крайними, как всегда, останутся потребители. Фермеры не смогут длительное время продавать молоко по ценам ниже себестоимости — их цены в скором времени должны повыситься. Вероятно, из-за того, что некоторые производители закроются и уйдут с рынка. Большая раздробленность рынка переработки накладывается на передел рынка: иностранные производители хотят уйти из России и ищут новых покупателей. Впереди нас ждёт череда слияний и поглощений, которая приведёт к снижению конкуренции.

К тому же наконец-то вырисовываются черты внутреннего рынка, изолированного от внешнего мира. Производители будут адаптировать свою продукцию под нужды россиян, забыв про экспорт. А это тоже издержки. Молоко и молочная продукция для россиян вряд ли станут дешевле, поэтому ради экономии лучше не тянуть и поискать способы приготовления йогурта, творога и прочих продуктов в домашних условиях.

Подпишитесь