Иван Зубов
Борьба традиционной медицины с гомеопатией идет уже не одно столетие с переменным успехом, и по-прежнему, далека от завершения даже несмотря на заявления, которые время от времени делают ученые. К примеру, в 2017 году о эксперты специально созданной Комиссии по борьбе с лженаукой при Российской академии наук (РАН) представили меморандум, в котором открыто назвали гомеопатию «лженаукой». Не отстали от наших ученых и европейские: эксперты Научного консультативного совета европейских академий тоже выпустили заявление, в котором также подвергли резкой критике гомеопатические средства. «Реклама и использование гомеопатических продуктов может приносить большой вред», — говорится в заявлении.
В той или иной степени гомеопатия запрещена в нескольких странах, и в первую очередь в Испании, однако адептов этого способа лечения меньше не становится. На это эмоционально сетует в своем блоге известный российский ученый и научный журналист Александр Панчин:
«Человечество безнадёжно.
В моем блоге многое писалось о гомеопатии. Я приводил обзоры клинических исследований её неэффективности, объяснял, что в ней нет действующего вещества, показывал как вера в её эффективность возникает на пустом месте из-за конкретных и хорошо описанных ошибок мышления (иллюзия причинности, симпатическая магия), приводил примеры людей, пострадавших от веры в гомеопатию, позицию специалистов доказательной медицины, историю критики гомеопатии, объяснял основы научного метода.
Все это очень доступная информация, которую легко найти, проверить, пересказанная миллионы раз разными людьми. Достаточно открыть Википедию, чтобы обнаружить достаточное количество доводов и выкинуть сахарные крупицы в мусорное ведро. Спорность вопроса об эффективности гомеопатии примерно такая же, как у вопроса о возможности создания вечного двигателя.
И все же гомеопатия жива, коммерчески успешна и её продолжают рекламировать. Для меня гомеопатия это такая лакмусовая бумажка, измеряющая неспособность существенной части общества к обучению и фильтрации информации.
И вывод очень печальный. Настолько, что его не хочется принимать. Если даже в этом вопросе наука и рациональность не могут одержать победу, то чего говорить о темах более сложных и противоречивых. То есть человечество обречено вечно распространять даже самый откровенный идиотизм. И даже опасный идиотизм мы будем распространять, пока от каких-нибудь очередных дурацких идей не вымрем. Убедите меня, что это не так».
Этот пост ожидаемо вызвал множество комментариев, авторы которых попытались так или иначе объяснить этот неприятный феномен живучести лженауки.
К примеру, Роман Гельфанд считает эту проблему одной из важнейших, стоящих перед человечеством:
«Я уже несколько лет говорю о том, что тупость и неспособность современного, информационного общества, преодолевать все её негативные последствия — главный вызов, который стоит перед человечеством.
Гомеопатия, астрология, тарология, геополитика и вся эта тупая дрисня нас погубят».
Аналитик Юрий Новиков, напротив, считает, что прогресс науки несомненен:
«Давайте спросим себя — так ли безнадежно человечество? Вот есть несколько текущих „военных конфликтов“ — по меркам 20 века — это вообще тишь и гладь — в 20 веке во многих местах и временах правоохранительные органы в „мирное время“ расстреливали с гораздо большей интенсивностью, чем нынче на всех фронтах мира. И СМИ — и абсолютное большинство людей — вопиют о полной недопустимости, об абсурдности этих событий! О необходимости прекращать!
То же и с гомеопатией. Гомеопатия остается как рудимент — как демонстрация если хотите — символ — свободы воли — поступать согласно своим убеждениям — вопреки очевидному — общепризнанному мнению. Все говорят, что белое! И я понимаю, что да — белое! Но я имею права — воскликнуть — а я имею права — сказать, что черное! И ни-че-го! За это, с вашей точки зрения абсурдное мнение, вы не можете и не должны со мной делать. И у меня есть право бороться за свое счастье и здоровье — любыми доступными мне методами. Вот такая демонстрация «свободы воли». Которую нещадно и цинично используют дельцы, и все прочие мошенники — готовые принять «пожертвования» в разных формах. Эх».
Блогер Дмитрий Коханов считает, что все дело в социальном неравенстве:
«Искать и проверять информацию — это особый навык, к которому нужно приучать с детства. Должны вырасти поколения, чтобы большинство общества стало разумным. И система должна измениться.
Иерархические системы на монетарной основе — изначально основаны на обмане и лицемерии. Истеблишмент не заинтересован в слишком большом количестве самостоятельно мыслящих людей и свободных от традиций и предубеждений людей, поскольку это угроза его положению.
Однако положению истеблишмента сейчас угрожает также ИИ, который сделает ненужными людей принимающими решения. Менеджмент, правительства, бизнесмены — это всё должно уйти».
А вот Алексей Стулов уверен, что бороться с гомеопатией не нужно:
«У гомеопатии есть одно замечательное преимущество — она безвредна. При этом работает эффект плацебо, да и организм имеет свойство выздоравливать сам по себе. Людям, которым „помогла“ гомеопатия бесполезно объяснять, что это не так. Они доверяют собственному опыту больше, чем научному знанию».
Такую же позицию «непротивления злу насилием» занимает и Елена Гогуа:
«Не надо бороться. Борьба вызывает сопротивление. Если меня будут оскорблять, объясняя, что я заблуждаюсь, у меня это будет вызывать отторжение, а не желание узнать больше и понять. Уже здесь полно комментариев, обижающих людей с другой точкой зрения. Да, она не подкреплена доказательствами. Но они в нее верят. Попробуйте назвать верующих в бога мракобесами и идиотами. Но тех, кто молится о здоровье так не обзывают обычно. Может быть, если с уважением относиться к людям, которые всего лишь заблуждаются, будет легче объяснить им, что такое научный метод? И если не будет сопротивления в ответ на неуважение, они и изменят свое мнение о гомеопатии?»
Ну и, разумеется, нашлись среди комментаторов и яростные адепты гомеопатии, которые полностью убеждены в ее силе. Как, например, Олеся Вершинина:
«Просто вы, наверное, не знаете, что наука разная бывает, настоящая и проплаченная. Так вот, есть исследования сверхмалых доз, которые, оказывается, имеют силу действия. Это, во-первых. Во-вторых, гомеопатами становятся только врачи, имеющие высшее медицинское образование как минимум. Т.е. эти врачи тоже не просто так отринули аллопатическую медицину, а, наверное, какой-то опыт поимели, посмотрели на последствия лечения фармой и не просто так выбрали другой путь помощи человечеству. В-третьих, аллопатическая медицина и фарма имеют настолько маленький срок жизни (по сравнению с гомеопатией), что даже сравнивать смешно. А в-четвертых, сколько бы аллопатия не боролась с гомеопатией, победить не получается. Ну тоже неспроста, наверное.
Когда доказательная база строится на «так не бывает, вероятность равна нулю, вы всё придумали, гомеопатия не работает и точка», то извините, никто не прислушается. Это ж вы с автором топаете ножкой и пытаетесь кого-то убедить. Я никого не убеждаю, мне вообще незачем. Мне вообще по барабану, кто чем лечится, ставит ли прививки, как рожает, кормит ли грудным молоком. Все взрослые, сами разберутся и выберут свой путь согласно своему уровню развития и осознанности. Я просто тихо лечусь гомеопатией и лечу свою семью. И к остеопатам хожу. И детей не прививаю. Просто каждому своё. Но я, конечно, понимаю, фарма недополучает прибыль от меня, поэтому бесится. И поэтому в форме якобы заботы пытается агрессивно убедить меня, что мои методы не работают».