Александр Дыбин
Скандал в Комсомольске-на-Амуре произошел в день защиты детей. Во время акции по раздаче бесплатного мороженного ребятня вошла в раж, началась давка, несколько школьников пострадали. Сейчас в ситуации разбирается Следственный комитет, председатель ведомства потребовал доклад о ходе проверки по факту происшествия с детьми.
«В ходе проведения акции в городе Комсомольске-на-Амуре по бесплатной раздаче мороженого детям произошла массовая давка. Акция привлекла большое количество детей, которые образовали неконтролируемую толпу. По предварительным данным, в результате случившегося никто не пострадал, — сообщили в СК, — инициировано производство процессуальной проверки по признакам преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности)».
Подобные истории происходят регулярно и по разным поводам. Наверное, самый известный случай, ставший мемом — это кормление блинами с лопаты. Такой аттракцион устроили несколько лет назад в Ставрополе, где на масленицу решили испечь гигантский блин, а потом угощали им гостей праздника, просто протягивая выпечку на лопате.
Так, в 2016 году в Кургане произошла потасовка из-за раздачи футболок от партии ЛДПР.
А в 2017 году жители Ижевска подрались во время раздачи бесплатной каши на празднике. В 2019 году в Москве посетители одного из ресторанов KFC устроили потасовку во время раздачи бесплатных бургеров. В 2023 году в Санкт-Петербурге во время открытия кафе посетителям раздавали бесплатную шаверму, закономерно возникли конфликты, а потом и драка.
А в Сочи 8 марта 2023 года решили сделать скидку в 80% на аттракционы для женщин, закончилось все дракой в очереди.
Отдельная категория таких роликов, вызывающих у зрителей чувство стыда — это конфликты за просрочку, которые происходят на мусорных площадках возле магазинов. Участвуют в них старики и малоимущие. Такие видео всегда вызывают резонанс. Даже звучали предложения на законодательном уровне запретить выбрасывать еду и разработать какой-то механизм, как пенсионеры могут забрать эти продукты, без унизительного разбора мусорных контейнеров.
Явление это характерно не только для нашей страны. В том же США, постоянно появляются видео с драками во время распродажи и безумными штурмами супермаркетов, которые предпринимают покупатели в «черную пятницу».
Сводят с ума скидки и россиян. В сети есть масса видео из магазинов низких цен, где покупатели, как обезумевшие хватают какие-нибудь калоши или сушилки, на которые объявили скидки.
Что же заставляет людей терять голову при виде халявы? Высокие цены на продукты и возможность получить их бесплатно. Есть разбирать самый свежий случай в Комсомольске-на-Амуре, то мороженное действительно становится все более дорогим десертом. По данным Росстата на сентябрь прошлого года, цена на мороженное выросла на 18,2% по сравнению с 2021 годом. А если сравнивать с допандемийными временами, то цена выросла на 36%. На такую динамику повлиял рост себестоимости и санкции, ряд западных компаний отказались работать на российском рынке. Unilever заявила о приостановке экспорта и импорта и отказе от расходов на рекламу, а Mars и вовсе ушел с рынка. Но так ли влияет цена на подобное поведение? Ведь таких случаев много и повод, по которому возникает ажиотаж всегда разный. Не обязательно раздают продукты первой необходимости, те же футболки или кусочек блина не являются вопросом жизни и смерти, а драки и конфликты все равно есть.
Клинический психолог, кандидат медицинских наук Денис Долгов отмечает давнюю историю подобных инцидентов, припоминая еще трагедию на Ходынском поле.
«Агрессивное поведение и давка, иногда с тяжкими последствиями при раздаче чего-то бесплатного или продаже по цене сильно ниже обычной — старое, как мир, явление. Достаточно вспомнить трагедию на Ходынском поле, где были выставлены столы с бесплатным угощением в честь коронации Николая ll, после чего он получил прозвище „кровавый“, пресловутые черные пятницы или случай на Дальнем Востоке, — говорит эксперт, — в такие моменты одновременно работают три механизма, противостоять которым очень сложно — синдром упущенной выгоды, эффект толпы и конкуренция за ресурсы. Когда есть возможность получить что-то на халяву, у многих включается почти непреодолимое желание не упустить такую выгодную возможность. Если это происходит в местах массового скопления людей, то таких желающих становится очень много. Зачастую, люди думают, что халявы на всех может не хватить, и начинается процесс конкуренции за ресурсы, а так как это происходит в условиях толпы, то человеческий облик борющиеся за халяву утрачивают очень быстро, и конкуренция приобретает грубые агрессивные формы. Возникает жесткая давка, зачастую с мордобоем, когда люди перестают обращать внимание на то, кого они давят и бьют — женщин, стариков и даже детей».
Член профессиональной психотерапевтической лиги, эксперт по работе с конфликтами и манипуляциями Екатерина Федорова, отмечает, что психологическая наука давно изучает подобное явление.
«Есть масса экспериментов, которые это доказывают, что коллективная мораль всегда побеждает личную, — говорит она, — например, когда группа договорилась называть черный предмет белым. Три человека подряд говорят, что предмет белый, хотя он на самом деле черный. Все остальные, если у них слабая внутренняя воля тоже говорят, что он белый. Нам очень важно быть причастным к своей группе, если в ней нет свободомыслия, не принято свободно и справедливо высказывать свои мысли, это за собой рождает этот рефлекс. Если у меня нет опоры на внутреннюю составляющую, то я пойду за группой. Я бы сказала, что не только халява провоцирует на такое поведение. Например, какие-то ситуации, связанные с внешними конфликтами: авария, драка, — это активно притягивает внимание зевак. У общества может быть такая зрелость. Люди могут быть падки на такого рода явления. Нет, не все. Есть люди, у которых хорошо развита внутренняя опора и чувство ответственности. И даже они могут не устоять, если то что является бесплатным или подарком находиться в плоскости их интересов и интересов группы, к которой они принадлежат».
По словам психологов, оказавшись в подобной ситуации, в центре толпы, не поддаться стадному инстинкту будет очень сложно, для этого нужнее сильный внутренний стержень.
«Если вы уже попали в эту мясорубку, не впасть во всеобщее безумие практически невозможно, — рассуждает психолог Денис Долгов, — толпа всегда сильнее индивидуума. Поэтому, самый верный способ — по возможности избегать больших скоплений людей, тем более, что там всегда много других рисков и опасностей, завидев раздачу какой-то халявы, бежать оттуда, как черт от ладана и никогда не вестись на уловки маркетологов, всячески подогревающих ажиотажный спрос в преддверии различного рода черных пятниц, распродаж и ликвидаций».