Posted 3 июня 2023, 09:58
Published 3 июня 2023, 09:58
Modified 3 июня 2023, 10:00
Updated 3 июня 2023, 10:00
Несколько дней назад «Новые Известия» опубликовали прогноз эксперта Дмитрия Закотянского, в котором тот предрек уже в ближайшем будущем появление целых армий боевых дронов, обладающих искусственных интеллектов. И вот приходится констатировать появление таких армий. Они уже практически созданы и проходят испытания. Об этом свидетельствует публикация издания Asia Times.
Трёхсторонний военный альянс AUKUS, образованный Австралией, Великобританией и США, решил ускорить сотрудничество в сфере высоких технологий и переключиться с разработки атомных подводных лодок на рои дронов с искусственным интеллектом, сообщает издание,
ссылаясь, в том числе, на сообщение Министерства обороны Великобритании о первом в своем роде испытании ИИ в автономных воздушных и наземных транспортных средствах, которое прошло в апреле 2023 года. В отчете упоминается, что команды альянса AUKUS разработали модели искусственного интеллекта, чтобы объединить свои воздушные и наземные военные системы, которые включают в себя британские беспилотники Blue Bear Ghost, австралийские беспилотники Insitu CT220, британские танки Challenger 2, бронированные машины Warrior, беспилотные наземные машины Viking, а также самоходную пушку FV433 Abbot и боевую машину пехоты BMP OT-90.
Рои интеллектуальных дронов могут, по мнению издания, сыграть решающую роль в конфликте между Китаем и Тайванем. В мае 2022 года Asia Times уже сообщила, что рои дронов, связанных распределенной лазерной «ячеистой» сетью обмена данными, сыграли важную роль в моделировании аналитических центров RAND в 2020 году, чтобы обеспечить победу США в Тайваньском проливе.
Дроны использовали лазеры прямой видимости для передачи данных друг другу, что позволяло мгновенно обмениваться данными о целях и полете между каждым дроном, что фактически делало рой автономным.
Такие рои интеллектуальных дронов могут работать в тандеме с пилотируемыми самолетами-невидимками, увеличивая дальность действия их датчиков при сохранении радиомолчания, что значительно улучшает их возможности наведения.
Эксперты утверждают, что основная идея роя дронов заключается в том, что его машины способны принимать решения между собой. Они также могут наводнить вражеские радары несколькими целями, вынуждая противника использовать ракеты ПВО и боеприпасы по одноразовым целям, в то время как пилотируемые самолеты-невидимки смогут проводить атаки беспрепятственно.
Искусственный интеллект также позволяют роям дронов видеть свои цели под разными углами, перепроверять различные потоки данных и предлагать наилучший способ атаки.
Например, такая возможность может позволить роям беспилотников атаковать определенные точки на военном корабле, такие как ракетные пусковые установки, радары и моторные отсеки.
Тем временем, Пентагон уже запустил программу AMASS по разработке роев беспилотников, которые могут запускаться с моря, воздуха и земли.
AMASS нацелен на развитие способности управлять автономными беспилотными летательными аппаратами, работающими вместе для уничтожения вражеской противовоздушной обороны, артиллерийских орудий, ракетных пусковых установок и командных центров.
Хотя детали проекта AMASS засекречены, предварительные документы показывают, что он, вероятно, будет сосредоточен на отражении или сдерживании китайского вторжения на Тайвань.
Австралия, возможно, уже активно участвует в американских проектах по созданию роя дронов. Например, в Обзоре оборонной стратегии Австралии за 2023 год упоминается, что сотрудничество с США в этой сфере должно быть приоритетным.
В декабре 2022 года Asia Times сообщила, что США планируют построить «ракетную стену» в Тихом океане, построенную вокруг наземных ракетных пусковых установок армии и морской пехоты США.
Чтобы не остаться в стороне, Австралия также приобретает ракетные установки наземного базирования, сообщила в апреле 2023 года издание The Strategist.
Такой уровень обмена передовыми технологиями возможен только в условиях самого тесного сотрудничества, обеспеченного общим доверием, общей культурой и общим языком США, Англии и Австралии. Это дает альянсу AUKUS преимущество перед другими тихоокеанскими механизмами безопасности, где эти факторы отсутствуют.
Однако, отмечает издание, у высокотехнологичного альянса AUKUS могут возникнуть и серьезные трудности. В статье, опубликованной экспертами Института Хадсона в ноябре 2022 года, отмечается, что ИИ может опережать людей по скорости принятия решений, а поэтому и повышается риск внезапной войны, когда противоборствующие системы ИИ запускают неконтролируемую цепную реакцию, которая, в свою очередь, ведет к военному конфликту, в том числе и ядерному.
Эксперты отмечают склонность людей доверять ИИ в пылу битвы, даже если факты показывают, что решения ИИ неверны. Они также напоминают, что на протяжении всей истории войн побеждали не технологии, а человеческий интеллект, который их использовал.