ИРИНА МИШИНА
Совершенно неожиданно инициатива, которая касается, казалось бы, узкого круга детей, родителей и учителей, взбудоражила общество и переросла в политическую дискуссию.
«Когда мой сын узнал, что я стал депутатом, сразу попросил написать закон, который отменит „домашку“. Сегодня на встрече с родителями Москвы я понял, что время пришло», — приводит слова депутата Даванкова пресс-служба «Новых людей». Депутат также отметил, что обсудит вопрос отмены домашних заданий на ближайшей встрече с московским департаментом образования и науки. Для журналистов депутат оказался, увы, не доступен.
«НИ» связались с департаментом образования и науки Москвы. Представитель пресс-службы ведомства сообщил нам, что инициативу депутата Даванкова комментировать там не намерены. «Это инициатива, которую даже не обсуждало педагогическое сообщество. Во всех случаях мы опираемся на интересы детей и должны обсудить подобное мнение в первую очередь с представителями психолого-педагогической службы и со специалистами в сфере образования», — пояснили нам в департаменте образования и науки Москвы.
Депутаты тоже отнеслись к инициативе их коллеги Владислава Даванкова скептически. Председатель комитета по делам материнства, детей и молодежи Госдумы Нина Останина вообще назвала это пиар-акцией.
«Я не поддержу эту инициативу. Прежде всего замечу, что Владислав Даванков недавно заявил о своем намерении баллотироваться на пост мэра Москвы. Он сделал это в неформальной обстановке. Скорее всего предложение отменить домашние задания — популистская мера. Она направлена на то, чтобы привлечь внимание к своей персоне. К тому же в этой инициативе была вторая часть. Депутат предложил организацию дополнительного образования в шаговой доступности. Мое мнение: если не задавать домашнее задание, дети не уложатся в свои 5-6 часов в школе, чтобы познать мир. К тому же не каждый на слух на уроке воспринимает информацию, знания надо закреплять. К тому же дети должны трудиться. Приучать их к труду в школе может только учеба. Депутату Даванкову я бы посоветовала не вторгаться в сферу, в которой он не является специалистом», — заявила «НИ» председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина.
Интересно, что в комитете Госдумы по образованию и науке также выступили против инициативы депутата Даванкова. Заместитель председателя этого комитета, академик Российской академии образования, в прошлом учитель Олег Смолин высказал в беседе с «НИ» такое мнение:
«Отменить домашние задания в школе невозможно. Другое дело — надо смотреть, кто и сколько задает на дом. То, что при пятидневной учебной неделе у школьников по 7 и больше уроков, а потом еще 3-4 часа на домашнее задание, это не нормально. Депутат Даванков ссылается на пожелание своего сына. Но я не удивлюсь, если его сын скоро попросит папу отменить половину уроков. А некоторые дети вообще хотели бы отменить школу. Во время моей учебы в школе больше 6-и уроков не было. То, что сейчас в некоторых школах по 8-9 уроков, это нонсенс. Кто будет соображать к концу 9 урока? Надо подумать, за счет чего сократить количество часов. На мой взгляд, второй иностранный язык мог бы стать факультативным. Также не понимаю, зачем вводят Обществознание с 6 класса? Какая „социальная стратификация“ может уложиться в голове 11-летнего ребенка?».
Если брать международный опыт, то домашние задание дают не всем и не всегда. Во многих школах Соединенных Штатов домашние задания начинаются со средней ступени пятого класса, при этом ученики тратят на выполнение всего шесть часов в неделю. В других странах — таких, как Великобритания, Германия, Швейцария, школьники уделяют домашним заданиям ещё меньше времени — не более трёх часов в неделю.
В Японии и Южной Корее домашние задания отменены в начальной школе. Однако азиатские школьники часто получают дополнительные задания в классе и посещают школу в выходные дни. Финляндия, которая занимает лидирующие позиции в качестве образования, разрабатывает индивидуальные учебные планы для каждого ученика, в которых очень редко предусматривается выполнение домашней работы.
В России согласно нормам СанПиН запрещается задавать домашние задания первоклассникам. Однако многие учителя игнорируют это ограничение. Подобная ситуация и во Франции, где отмена домашней работы в начальных классах существует только на бумаге.
В России, кстати, однажды уже отменяли домашнее задание. Сделано это было после Революции 1917 года, когда образование стало обязательным для всех: рабочие и крестьяне совмещали учёбу с работой, и на домашние задания у них просто не было времени.
Инициатива депутата Даванкова вызвала неоднозначную реакцию среди родителей. Есть. например, такие мнения:
«Есть общие показатели грамотности населения. Так вот, несмотря на самые большие в мире домашние задания, этот уровень катастрофически низок в современной России. Иностранных языков как не знали школьники, так и не знают. Владение русским: абитуриенты журфака допускают по 40 ошибок в обычном эссе. Математика — темный лес для 95% выпускников русских школ… И зачем тогда все эти домашние задания? Пусть лучше спортом занимаются, волнтерством, всем тем, что повышают уровень социализации детей. Но школа наша этому не учит. На Ленинском проспекте в Москве висит билборд частной школы: счастливая девочка лет 14 -ив очках. Почему ребенок к 6 классу должен терять зрение? Кто за это ответит??? За искривления позвоночника, неврастению перед ЕГЭ, доводящую до суицидов?».
Пользователи соцсетей из числа родителей высказывают и другие мнения:
Павел И.: «Итак. 1) отменить домашку 2) сократить количество предметов школьной программы 3) упростить программу по оставшимся предметам 4) поскольку учить почти и нечему, то сократить количество лет обучения. 5) сделать обучение в школе по желанию. На выходе получим молодых людей, не отягощенных никакими знаниями, с трудом ставящими свою подпись. Стадом управлять легче. Да здравствует каменный век! Спасибо депутатам, о народе думают!»
владимир р.: «Если сын депутата предложит отменить школу вообще — он пойдет навстречу и предложит очередной закон. Нужна ли такая дума стране?».
Mike: «Согласен! Отменить! И так шипко умные!»
Инициатива депутата Владислава Даванкова прозвучала как раз в тот момент, когда страна чествовала победителей 23-й Азиатской олимпиады по физике. Она проходила с 21 по 29 мая в Монголии. Золотые медали на ней завоевали сразу 8 российских школьников, причем один из победителей завоевал специальный приз за лучший результат! Среди российских школьников множество золотых призеров международных олимпиад и по информатике, наши школьники в этой области считаются признанными лидерами в мире. Едва ли такие дети согласились бы сократить возможность учиться по любимому предмету дополнительно.
По словам директора школы № 548 «Царицыно», народного учителя Российской Федерации Ефима Рачевского, давно пора переименовать «домашние задания» в «самостоятельную работу». По словам педагога, часть родителей против отмены домашних заданий, потому что это создаст вакуум, во время которого дети будут предоставлены сами себе, и не все смогут провести его с пользой.
«Несколько лет назад в начальной школе на 2 недели отменили домашние задания. И сразу от родителей посыпались возмущенные призывы вернуть „домашку“. Дети не знали, куда себя девать в свободное время, а родителям было некогда ими заниматься. Интересно, что за „домашку“ выступили и многие школьники. Дело в том, что в классах сейчас не менее 25 человек, и не все могут проявить себя за 40 минут урока. Выходит полторы минуты на человека. Такой шанс у многих только через пресловутую „домашку“, которая часто помогает получить хорошую оценку. Но задания на дом не должны быть механическими и бездумными вроде перерисовать из учебника бабочку в тетрадь. Просто надо менять формат домашнего задания и делать его осмысленным и интересным для детей. И да, переименовать в „самостоятельную работу“, — заявил „НИ“ директор школы № 548 „Царицыно“ Ефим Рачевский
В педагогическом сообществе инициативу об отмене домашних заданий вообще восприняли достаточно негативно: ведь с педагогами в этом вопросе никто даже не советовался! А тем временем, у многих учителей на этот счет свои идеи.
«У меня мечта, чтобы каждый занимался своим делом. Депутат — не педагог и не психолог. Но нагрузки должны быть дифференцированы. Если человек увлекается, к примеру, математикой и делает в этом успехи, зачем ему изучение китайского языка? Ему 10 часов математикой заниматься в кайф. Зачем его загружать не нужным? Дозировать нагрузку и делать ее дифференцированный — вот, что надо сегодня школе», — считает доктор педагогических наук, заслуженный учитель России, директор Центра образования № 109 Евгений Ямбург.
Все мы хотим, чтобы наши дети выросли успешными и здоровыми одновременно. Учитывая, что большую часть жизни дети проводят в школе, к ней — особые требования. И тут совместно должны действовать и педагоги, и депутаты, и врачи. Предпосылки для перемен уже назрели.