Posted 31 мая 2023,, 11:11

Published 31 мая 2023,, 11:11

Modified 7 марта, 11:31

Updated 7 марта, 11:31

Онлайн-продажи крупнейших ретейлеров выросли благодаря контрафакту

Онлайн-продажи крупнейших ретейлеров выросли благодаря контрафакту

31 мая 2023, 11:11
Фото: https://pixabay.com
В 2022 году на фоне ограничений поставки продукции в страну маркетплейсы стали серьезно выигрывать благодаря реализации контрафактной продукции, которая потекла в страну, и реализации подделок.

Согласно рейтингу агентства INFOLine, совокупный оборот ста крупнейших ретейлеров в 2022 году, включая продажи через маркетплейсы, увеличился на 15,1% и достиг 19 трлн рублей. Эти результаты были ознакомлены журналом Forbes на основе исследования INFOLine Retail Russia TOP-100.

Глава агентства, Иван Федяков, отмечает, что это далеко не рекордный показатель. За последние 20 лет общий розничный товарооборот в России вырос более чем в 10 раз: с 3 трлн рублей в начале 2000-х годов до почти 43 трлн рублей в 2022 году. В то время происходил экономический рост, и розничная торговля активно развивалась. На рынке ежегодно появлялись новые компании, что способствовало росту торговых компаний и торговых сетей за счет перемещения потребителей с оптовых рынков в современные магазины, пишет Forbes.

Однако за последние 10 лет ситуация изменилась - главным образом из-за снижения реальных доходов населения и макроэкономических изменений как в мире, так и в России. Максимальный рост лидеров потребительского рынка был зафиксирован в 2012 году, составив 23,6%, но в основном это было обусловлено инфляцией. В 2022 году доходы населения отстают примерно на 8% от показателей 2012 года, отмечает эксперт.

Доля топ-100 ритейлеров составила более половины розничного рынка (52,6%) без учета автомобильного сектора и топлива, а доля топ-10 ритейлеров вместе с маркетплейсами составляет 34,7% (или 28,6% без учета маркетплейсов).

Порог для включения в рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100 по итогам 2022 года составил 21,5 млрд рублей.

В пятерке лидеров российского розничного рынка первые позиции остались неизменными. На первом месте расположилась X5 Group (включающая «Пятерочку», «Перекресток» и «Чижика»), затем идет «Магнит» (со своими брендами «Магнит», «Гипермаркет Магнит», «Магнит Семейный», «Магнит косметик», а также приобретенная в 2021 году сеть «Дикси»), на третьем месте находится Mercury Retail Group (сети «Красное & Белое», «Бристоль» и «Виктория»), а также сеть по продаже бытовой техники и электроники DNS и супермаркет «Лента».

DNS продемонстрировала успешное развитие в сфере онлайн-продаж, достигнув роста в 10%, а ее оборот составил 205,3 млрд рублей, согласно исследованию INFOLine. У конкурентов показатели онлайн-продаж снизились: у «М.Видео-Эльдорадо» на 20%, у сети «Ситилинк» — на 10%. Это немедленно сказалось на их позициях в рейтинге, поскольку первая компания сместилась с пятого на седьмое место, а вторая — с 16-го на 19-е. «М.Видео-Эльдорадо» не смогли эффективно адаптировать ассортимент и, в результате, потеряли трафик. Их долю на рынке постепенно забирают DNS, которая активна на Дальнем Востоке, с штаб-квартирой во Владивостоке, и «Ситилинк», а также маркетплейсы, подчеркивают в INFOLine.

В пятерке лидеров закрывает «Лента». Однако нельзя сказать, что позиции этой компании укрепляются. Ранее их стратегия основывалась на развитии гипермаркетов, но во время пандемии крупные форматы теряли объемы продаж. Новые форматы, такие как супермаркеты и мини-магазины, не дали хороших результатов.

Из топ-100 ритейлеров России выбыли такие крупные компании, как IKEA (14-е место в 2021 году), группа компаний Inditex (23-е место), H&M (36-е место), Adidas (56-е место), Decathlon (79-е место) и Uniqlo (81-е место). Согласно данным агентства INFOLine, их общая выручка в 2021 году составила 541,7 млрд рублей, и их доля в сегменте непродовольственных товаров составляла 3,8%. Всего у этих компаний было 1199 торговых объектов.

Однако, несмотря на уход этих гигантов, рынок все равно продолжает расти. Иван Федяков, глава агентства INFOLine, отмечает одну из основных тенденций 2022 года - консолидацию рынка. С начала 2000-х годов и до 2012-2013 годов как крупные ритейлеры из топ-100, так и более мелкие компании росли параллельно. Однако, с 2014 года произошел сдвиг: меньшие компании, не входящие в топ-100, перестали расти. Объем их продаж в 2014 году составлял 16 трлн рублей, и к 2022 году он незначительно увеличился до немного более 17 трлн рублей. В то же время, первая сотня ритейлеров продолжала постоянный рост, увеличивая свой оборот с 4-5 трлн рублей в 2013-2014 годах до 19 трлн рублей в 2022 году. Поэтому, по словам эксперта, консолидация рынка будет продолжаться и в будущем.

Важным трендом прошлого года, отмеченным INFOLine, является значительный рост онлайн-продаж, особенно в сегменте маркетплейсов. "В прошлом году онлайн-торговля выросла почти на 40%, что превышает общий рост объемов розничной торговли, даже если учесть их в денежном выражении. Это связано с эволюцией отрасли онлайн-торговли, которая продолжает развиваться по всему миру, но в России этот показатель значительно отстает даже от среднего уровня международных показателей. Доля электронной коммерции в нашей стране составляет около 13% от общего объема торговли, тогда как в мире она уже превышает 20%", - объясняет Иван Федяков.

Маркетплейсы представлены в рейтинге в двух форматах: продажи собственных товаров (которые указаны с указанием места в рейтинге) и оборот маркетплейса в целом (без указания места). Например, маркетплейс Wildberries, не указываясь на конкретном месте в рейтинге по итогам 2022 года, показал один из лучших результатов с оборотом в 1,28 трлн рублей без учета НДС (рост на 93,6%). Однако, с учетом продаж собственных товаров, он занимает 20-е место с выручкой от этих продаж в 104,3 млрд рублей. Оборот Ozon составляет 733 млрд рублей (без указания места) с ростом в 86,4% по продажам собственных товаров, а он занимает 17-е место в рейтинге с выручкой от этих продаж в 135,3 млрд рублей (+12%).

По мнению Ивана Федякова, в прошлом году маркетплейсы серьезно выиграли благодаря ограничениям на поставку товаров в Россию. Это позволило им успешно продавать контрафактные и поддельные товары.

Напомним, что на пункте пропуска Веселоярск в Алтайском крае на границе с Казахстаном таможенники задержали фуру, в которой были спрятаны поддельные наборы LEGO, представляющие опасность для детского здоровья. Стоимость изъятой партии оценивается в более чем 25 млн рублей.

"