Posted 31 мая 2023, 14:20
Published 31 мая 2023, 14:20
Modified 1 июня 2023, 04:32
Updated 1 июня 2023, 04:32
Сегодня, 31 мая, заслуженному артисту РСФСР Георгию Ивановичу Буркову исполнилось бы 90 лет. Его творческая судьба свидетельствует о том, что прославиться никогда не поздно. Советский зритель увидел актёра Буркова, когда тому было уже за 30.
Родился Бурков 31 мая 1933 года в Перми. Отец работал на Мотовилихе, в старинном заводском районе. О нём известно, что начинал с рабочего, постепенно поднялся до главного механика. О матери Буркова пишут, что она всегда была для сына самым близким человеком, лучшим другом, в ней он души не чаял.
Георгий учился на юридическом факультете Пермского университета (1952-1956), а мастерство актёра постигал в вечерней студии при Пермском драматическом театре (1955-1958). Попытки покорить театральные вузы Москвы окончились неудачей, отмечает сайт kino-teatr.ru.
Несколько лет Георгий Бурков играл на провинциальных сценах – в Перми, Березниках, Кемерово.
Однажды в Кемерово его заметила московская театральная журналистка и, вернувшись в Москву, рассказала о самобытном актёре главному режиссёру Театра имени Станиславского, Борису Львову-Анохину. Он и позвал Буркова в Москву, на худсовет в свой театр. В результате актёр из глубинки, которому тогда было 32 года, не имея специального образования стал артистом известного столичного театра.
«Со времени увлечения театром Жору не покидала идея создания нового театрального движения. Тот факт, что его не приняли в театральный вуз в Москве, послужил к получению еще более серьезного образования. Он получил прекрасное самообразование, не выходил из библиотеки в Перми. Сам собрал хорошую библиотеку. Надо сказать, что в Москву он приехал гораздо образованнее многих окружающих его людей, а может и всех», - вспоминала супруга Буркова, Татьяна Ухарова, актриса Московского драматического театра имени Станиславского.
Позднее в послужном списке Буркова появились «Современник», Театр имени Пушкина, МХАТ им. Горького.
Переходя из одного театра в другой, актёр переживал, что так и останется «непонятым, непрочитанным», боялся застрять в амплуа комика, в то время как мечтал исполнить Гамлета, Дон Кихота, Ван Гога…
С 1988 по 1990 год Бурков был художественным руководителем Центра культуры имени В.М. Шукшина.
Сложилось так, что в кино одарённому актёру, чей талант высоко ценили, например, Василий Шукшин и Карен Шахназаров, крупных ролей тоже не предлагали, но всё же он запомнился по ярким работам в кино. Невозможно представить себе фильмы «Жестокий романс» или «О бедном гусаре замолвите слово» без участия неподражаемого Буркова.
Его персонажей из комедийных картин Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» и «Гараж» и драматические образы из кинолент «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука и «Подранки» Николая Губенко помнят и любят уже несколько поколений зрителей.
Георгий Бурков ушёл из жизни 19 июля 1990 года в Первой градской больнице Москвы. Актёра похоронили на Ваганьковском кладбище (участок № 13).
К слову, гранитный крест на могиле Георгия Ивановича Буркова сделан из того же куска гранита, что и памятник его близкому другу Василию Шукшину.
Дочь актёра, Мария Буркова, тоже связала свою жизнь со сценой. Кроме того, она возглавляет Культурный центр Георгия Буркова, а её сын, Георгий Бурков-младший, работает там же художественным руководителем.
Также Бурков-младший делает успехи в режиссуре и операторском мастерстве.
Жизни и творчеству актёра посвящена серия 38 знаменитого цикла «Чтобы помнили» Леонида Филатова, передача была выпущена в 1997 году.
«Человек, о котором пойдёт сегодня речь, был для нас больше, чем просто артист, и хороший артист. Он был в истинном смысле этого слова «народным артистом» — не по званию, а по существу. Среди ролей Буркова нет таких уж ярких, масштабных, таких больших ролей. И, тем не менее, вот какая загадка: почему-то все помнят Буркова...», - говорил Леонид Филатов в этом выпуске.
В фильме есть много цитат из дневниковых записей Георгия Буркова.
«Я знаю, что умру, как все. Что не буду жить вечно — ни в буквальном, ни в переносном смысле. Обидно только, что опыт приходит к старости, когда нету уже тех сил и энергии, что у молодости. И самое грустное в том, что к старости поймёшь, как жить нужно по-настоящему, а возможности переиграть снова жизнь, уже нет», - делился Бурков.
«Я никогда не играю людей исключительных. Напротив, беру как бы человека из толпы, и показываю, чем он интересен. Не люблю, когда герой или актёр «возвышается» над зрителем», - отмечал актёр.
Вот как отзывался о Буркове Ролан Быков:
«Когда я думаю, я думаю о русском, как о Достоевском, Толстом, Пушкине, Гоголе, то есть о подлинно русском, который является, так сказать, одним из огромных пластов мировой культуры. Это там, где Чехов, там, где Бунин. Там, где самое здоровое направление национальной, человеческой, глубоко духовной культуры, которая делает Россию особой страной, в которой не только залежи, запасы пресной воды, так важной для всего человечества, но и огромные запасы духовности, которые так важны для человечества».
Георгий Бурков оставил большое литературное наследие, в том числе массу записных книжек и тетрадок, исписанных быстрым неразборчивым почерком, в которых тайные мысли и интимные желания перемежались с черновиками театральных сценариев и литературных эссе.
Всю свою жизнь он готовился к большой литературной работе, но кроме интервью и газетных статей ничего не печатал. Он писал для себя. Вдова актера Татьяна Ухарова не только дала разрешение на публикацию «тайного» труда своего мужа, но и во многом способствовала появлению книги «Хроника сердца».
«С ним было интересно всем — и режиссерам, и рабочим сцены. Удивительная врожденная интеллигентность не позволяла ему обидеть собеседника. Он никогда не пристраивался к людям сверху. Уважал людей. Я не пропустила почти ни одной творческой встречи со зрителями. Это всегда был отдельный и не похожий ни на что спектакль. Он не читал, не играл, он разговаривал с залом.
По-настоящему хорошо он чувствовал себя только дома, в кабинете, со своими книгами. Все, о чем он мечтал, окружающими чаще всего воспринималось как утопия. Кто-то открыто говорил об этом, кто-то менял тему разговора», - в предисловии «Хронике сердца» рассказывает Татьяна Ухарова.
Приводим выдержки из дневников Георгия Буркова из книги «Хроника сердца», актёр оставил множество размышлений не только о человеческой жизни, но и об исторических и политических событиях:
- «Удивительную черту советской интеллигенции наблюдаю в течение долгих лет. Почти вся советская интеллигенция оппозиционно настроена к власти. Но это не мешает устраиваться в жизни именно за счет власти»;
- «Государство и нация ... находятся у нас в постоянной и непримиримой войне… Никогда не буду принадлежать к той части народа, которая исторически обречена»;
- «У меня нет Родины, ибо у раба ее не может быть. Но если она у меня есть, то внутри меня, и так у многих. Но мы живем на чужой территории, нашу Родину оккупировали коммунисты. Это не татаро-монголы, это свои, и, пожалуй, в этом секрет их успеха. Они нас заставили быть чужими. Они приписывают нас к одному месту, но не к тому, где ты родился и вырос. Малая родина – этот бандустан, явление обманчивое, лживое»;
- «Стадная радость — это большее рабство, чем стадный грех»;
- «Идеология разрушает ноосферу»;
- «Добрых людей превратили в рабов... Мы никак не можем понять степень собственного падения и масштабы обрушившейся на народы катастрофы»;
- «Может быть, великая тайна великой России просто в том, что Россия очень большая и растянулась как анаконда через все формации: голова в будущем давно уже, а хвост еще не прошел через рабство. И малые народы, живущие рядом, мучаются от нашей исторической медлительности. Мы их тоже вытягиваем вдоль своего огромного тела. А они рвутся, гибнут, исчезают. Сталин изолировал голову анаконды, и она перестала принимать команды живого тела. Сталин и партия стали посредниками. Такое неизбежно»;
- «Когда тебе бессовестно говорят неправду, в тебе все возмущается. Задето сердце. Когда же тебе говорят правду, страдает самолюбие. Оно точит тебя, и ты задыхаешься в бессильной злобе. В первом случае в драку лезут люди без разбора. Во втором – прикинув, кто сильнее»;
- «Если у человека нет большого кругозора и народного передового мировоззрения, каждая мелочь ему кажется значительным событием в жизни, главное же пропускается мимо, как второстепенное. Одним словом, этот человек не сможет понять, где в жизни главное и где второстепенное, и, следовательно, не сможет правильно распределить свои силы, будет жить вхолостую»;
- «Мне 30 лет. Но как часто я подавляю в себе это монотонное, тупое «ма-а-а-ма… ма-а-а-ма»…»;
- «Все мое несчастье в том, что я живу как ночная бабочка, которой суждено жить в дождливую ночь»;
- «Смешно получается. Мчусь по дороге тщеславия вместе со всеми, понимая, что это бессмысленно. И продолжаю мчаться. Впереди маячит карьера, ласка правительства. На последнее мы все очень рассчитываем. Но вперед вырваться не могу: мешают юмор и водка. Дыхание сбивают»;
- «Имеем ли право опускать руки. Многих, что в прямом смысле заплатили жизнью, болью за правду настоящего дня, за то, чтобы мы вышли из состояния анабиоза, обрели Родину, уже нет с нами...»;
- «Если людям не мешать, они и коммунизм построят. Но снова тот же почерк: не дают собираться больше трех. Все контролируют. Не дают возникнуть талантливому делу, нет ходу патриотизму: «не задерживайтесь в патриотизме, проходите в интернационализм…», играют словами, понятиями. Крутят, шельмуют, не дают людям сосредоточиться. Человека не видят. Рыщут, выискивая «идеи» для тиражирования. Тоже, кстати, удивительно универсальный способ убийства. Например, тиражировать «Павлика Морозова».