Posted 30 мая 2023,, 06:31

Published 30 мая 2023,, 06:31

Modified 30 мая 2023,, 07:50

Updated 30 мая 2023,, 07:50

Что нужно знать автомобилистам, чтоб не платить незаконные штрафы на парковках Москвы

Миллиарды для мэрии. Как робот Дептранса Москвы выписывает водителям фейковые штрафы

30 мая 2023, 06:31
Фото: vk.com

Что нужно знать автомобилистам, чтоб не платить незаконные штрафы на парковках Москвы

Дело робота «Помощника Москвы» живёт. Автомобилисты жалуются на самоуправство при взимании штрафов за нарушения на парковках. Парковочная подать достигла рекордных 9,7 миллиардов рублей. При этом сами методы сбора мэрии - (так скажем, не без содействия сети стукачей) вряд ли можно считать законными.
Сюжет
Штрафы

Юлия Сунцова

Безотказный программно-аппаратный комплекс «Помощник Москвы» особенно полюбился московским дорожным инспекторам из Московской административной дорожной инспекции (МАДИ) и ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП).

В отличие от сотрудника ГИБДД «автоштрафовальщик» сверхпродуктивен. Вердикт выносит за 10 секунд, водитель – всегда виноват, робот – всегда прав (и не поспоришь), штрафные деньги текут рекой...

Одно но – пополнение госказны таким «помощником» уже многажды было признано несколькими судами не совсем законным занятием.

В 2017 году Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) по итогам проведенной экспертизы выдавало заключение о том, что ПАК «Помощник Москвы» не может быть отнесен к средствам измерений.

Сведения о ПАК «Помощник Москвы», как и о его поверках, также отсутствуют и в официальном источнике - Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений.

ДЕЛО ЭКС-МИНИСТРА АНДРЕЯ НЕЧАЕВА

Под автогребёнку «Помощника Москвы» попал и бывший министр экономики РФ Андрей Нечаев.

На то, чтобы выиграть дело у «Администратора Московского парковочного пространства», ушло полтора года. После этого экономист заявил о решительном намерении ликвидировать «беспредельщиков» - для достижения этой цели бывший министр призывает всех пострадавших от «АМПП» объединиться.

- В ноябре 2021 года я оплатил парковку, затем дважды ее продлевал. Плата по одному из продлений прошла с опозданием на 7 минут из-за того, что система приема платежей зависла, воздействовать на нее я никак не мог. Тем не менее, все необходимые платежи были произведены. Спустя некоторое время приходит штраф на 5000 рублей. Чеки об оплате никого не интересовали. На несколько моих досудебных претензий приходили бессмысленные ответы: просто перечисления способов оплаты, - рассказал «НИ» Андрей Нечаев.

На суде представители «АМПП» заявили, что неоплату парковки зафиксировала уличная камера видеонаблюдения. Но соответствие этой камеры жестким регламентам для средств измерения никто не потрудился доказать.

Апелляционный суд встал на сторону Андрея Нечаева.

 

«Из материалов дела следует, что нарушение зафиксировано ПАК ПМ, однако в деле отсутствуют документы, регламентирующие порядок применения ПАК ПМ, раскрывающие алгоритм работы программного обеспечения по выявлению и фиксации административного правонарушения в автоматическом режиме, то есть без какого-либо непосредственного воздействия на него человека и без использования других технических средств (например, телефона, видеокамеры, видеорегистратора)», - пишет судья апелляционной инстанции.

 

- Деятельность «Администратора Московского парковочного пространства – абсолютный правовой беспредел. Штрафуют с нарушением установленных правил и процедур. Возбуждают исполнительное производство, несмотря на подачу жалобы в суд, деньги взыскивают и под надуманными предлогами не возвращают. Ходатайствовал о вынесении частного определения в адрес мэра Сергея Собянина о ликвидации АМПП за регулярное нарушение закона, - подытоживает Андрей Нечаев.

ЖИВОЙ ИНСПЕКТОР И «ПОМОЩНИК МОСКВЫ» - 10 ОТЛИЧИЙ:

Как мы знаем, традиционная система привлечения к административной ответственности предполагает длительный и сложный путь. Протоколирование на бумаге, вызовы нарушителей для дачи объяснений, понятые, состязание в суде.

Прибывающий на место правонарушения инспектор устанавливает и фиксирует множество вещей. Событие правонарушения, лицо, которое совершило это правонарушение, его виновность, обстоятельства, облегчающие или, наоборот, отягчающие ответственность, характер и размер ущерба, обстоятельства, которые исключают производство по делу, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения правонарушения. Это тот обязательный минимум, который на месте или в ходе опросов выясняет инспектор, чтобы вынести максимально корректное постановление.

Робот-штамповщик тратит на одно дело, как подсчитали активисты, от 2-10 секунд.

Трудозатраты несопоставимые, но в побочных эффектах имеем:

  • штраф за превышение скорости автомобилем, следовавшим на штрафстоянку на эвакуаторе,
  • штраф за пересечение тенью автомобиля двойной сплошной,
  • штраф водителю древнего ГАЗ за езду по территории неасфальтированного СНТ на скорости 223 км/ч и т.д.
  • Штраф за 5-сантиметровый заезд на обочину, потому что обочина - это газон. Это всё реальные случаи.

Фиксирование правонарушений в упрощенном – автоматическом режиме, в том числе на дорогах, имеет право на существование. В конце концов, это неизбежный процесс технологического развития. Но совершенно справедливо, что в таком случае к автоматике, выписывающей «письма счастья», предъявляют систему требований.  

КАК РАБОТАЕТ ЛЕГИТИМНОЕ СРЕДСТВО ИЗМЕРЕНИЯ?

Всё время существования ПАК «Помощник Москвы» юристы твердили: не может это чудо техники использоваться как средство измерения.

Есть выверенный минимальный стандарт, который должен соблюдаться при эксплуатации автоматики в фискальных целях.

Такое средство просто обязано:

  1. Работать в автоматическом режиме (правонарушения должны фиксироваться без какого-либо воздействия на это средство человека; кроме этого, средство должно фиксировать все административные правонарушения в зоне своего обзора, а не по избирательному принципу).
  2. Иметь самостоятельные функции фото, кино, видео, либо быть средством фото, кино, видеосъемки (использование для фиксации сторонних технических средств, например, телефона, видеокамеры, видеорегистратора, не допускается).
  3. Быть средством измерения (на юридическом языке это означает - действующее свидетельство о метрологической поверке, документы, регламентирующие порядок применения этих средств. В описании типа средства измерения должны быть определены метрологические характеристики, раскрыт алгоритм работы программного обеспечения по выявлению и фиксации административного правонарушения, определен перечень выявляемых правонарушений).
  4. И, наконец, отнесение данного технического средства к средствам измерения должны подтверждаться государственным сертификатом.
«Если эти условия не соблюдаются, в том числе когда нарушение заснято на телефон или видеорегистратор, штрафовать хозяина машины нельзя. Материал, направленный таким образом должен рассматриваться не как автоматическая фиксация, а как заявление гражданина об административном правонарушении. Но на практике все не так. В деле, возбужденном по заявлению гражданина, видно, по заявлению кого оно возбуждено. Тех, кто систематически занимается доносами, тоже можно выяснить. А в делах, возбужденных по фотоматериалам с «Помощника Москвы», эти «немужские тайны» не раскрываются», - комментирует юрист Антон Папков.

КАК «ПОМОЩНИК МОСКВЫ» ИЗОБРЕЛ ВЕЛОСИПЕД 

С соответствиями стандарту у «Помощника Москвы» всегда были большие проблемы, главным образом из-за того, что казенное учреждение «Администратор московского парковочного пространства» пыталось представить спецсредством обычное приложение для телефонов и планшетов, куда доносчики просто загружали фотографии «неправильно припаркованных автомобилей».

- У «Помощника Москвы» всегда было два больных места, которые он не мог залечить. Он не работал в автоматическом режиме, и у него не было сертификата. Что такое автоматический режим? Прибор висит на столбе или на треноге, на крайний случай – прикреплен к транспорту, но транспорт как бы должен выполнять функцию патруля и двигаться по заранее утвержденному маршруту. У «Помощника Москвы» же в конечном счете всегда обнаруживалось воздействие человека. Ну, просто невозможно не разглядеть этот человеческий фактор в сообществе доносителей, которые скачивают на телефон приложение, чтобы за материальные бонусы отсылать властям фотографии «нарушителей», - комментирует юрист Иван Ёжиков.

На экзистенциальные вызовы штрафовальщики из ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства», отвечали креативно.

- Всё, что было у мэрии – железка, стоящая в серверной, которая могла лишь принимать сигналы о времени посредством GPS. Но в судах они настаивали, что закачанные на телефоны горожан и инспекторов приложения «Помощник Москвы» - это единая система с той самой железкой из серверной. А чтоб обойти вопрос автоматичности, клялись и божились, что люди и инспекторы крепят свои телефоны с приложениями на транспорт – велосипед (!) и ездят по заранее утвержденным маршрутам. Нарушения же попадают в обзор камеры случайным образом - люди камеры не контролируют, специально их никуда не направляют, окошки в приложениям сами активизируются и производят снимки, когда в поле зрения (не людей, а окошек) обнаруживается нарушитель. Ну, бред сивой кобылы, конечно, - добавляет Ёжиков.

СТИМУЛИРОВАНИЕ ДОНОСИТЕЛЬСТВА

В московских дворах в это время разворачивалась совершенно другая реальность. Росло и крепло целое сообщество «дятлов»-помощников. Сообщество само себя, однако, называло ловцами покемонов.

В корпоративном чате состоят сотни активных участников. Они меряются рейтингами, соревнуются, кто сколько «палок» поможет насобирать ГИБДД, делятся способами тайного фотографирования. Для этого покупают специальные телеобъективы, чтобы производить снимки издалека и незаметно – это существенно снижает риск производственной травмы «получить в рыло».

Вся эта деятельность стимулируется ощутимыми материальными вознаграждениями: баллами в мэрском «Активном гражданине», которые можно обменять на мерч, бесплатный проезд в транспорте, бесплатную парковку, билет в музей и т.д.

Погоня за бонусами достигла апогея, когда нашедшие брешь в приложении ловцы вышли на совсем уж космические обороты.

Схему выявила муниципальный депутат округа Богородское Юлия Муравская.

Ловец фотографировал знак 3.27 «Остановка запрещена», затем заходил в дворовую территорию, на которую действие этого знака уже, конечно, не распространяется, и загонял в приложение все авто, которые только заставал в этом дворе.

Программа не может распознавать отсутствие связи между знаком и территорией, на которой фотофиксируются автомобили, не может вычислять ложные связи. Так, десятки водителей дворов получали идиотские штрафы и вынуждены были бороться за их отмену в суде. А кто-то просто платил, не желая тратить своё время из-за 5 тысяч рублей.

- Выходит парадоксальная ситуация: одни граждане заставляют других граждан перестать нарушать закон. Но делают это незаконным способом. Мне кажется, любовь граждан к законности не должна проистекать из раздачи плюшек и желания наживы. Не должна становиться профессией, спортом или развлечением, - подчеркивает Иван Ёжиков.

ПОЧЕМУ ДЕЛО «ПОМОЩНИКА МОСКВЫ» ЖИВЕТ?

Почему же, после стольких судебных прецедентов о незаконных штрафах дело робота-стукача - «Помощника Москвы» живет?

Ответ, вероятно, кроется …хотя даже не кроется, а усердно выпирает с заглавной приветственной страницы сайта МКУ «Администратор Московского парковочного пространства»:

«Город преображается за счет средств от платных парковок», - гласит слоган. 

«Собранные деньги направляются в управы районов города Москвы. Управы реализуют проекты благоустройства с учетом пожеланий жителей: обустройство парков, скверов и бульваров, детских и спортивных площадок, субсидии на установку шлагбаумов, создание доступной среды для маломобильных людей, ремонт улиц, дорожные работы…», - говорится на сайте. 

Мы-то думали, бюджет города должен решать эти приятные задачи. Но решают автомобилисты-спонсоры!

Ударный труд организации иллюстрируется экспонентой с цифрами.

Если в 2015 году за счет парковщиков – правильных и неправильных - было собрано 436,5 млн рублей, то в 2018 году уже в 10 раз больше - 4 млрд 247,1 млн рублей!

И каждый новый год показатели только растут: 2022 год (X20)  - 8 миллиардов 652,2 миллиона рублей чистых пожертвований автомобилистов.

Автоматизация, и никакого мошенничества!