Как пишет журнал Newsweek, победу Эрдогана расценили в странах ЕС и США как «хорошую новость для Владимира Путина», чьи отношения со многими мировыми лидерами прервались после начала СВО на Украине. Между тем, президент Турции взял на себя важную роль посредника в конфликте между Москвой и Киевом. Эрдоган сумел найти тонкую грань между поддержкой Украины и сохранением тесных дипломатических отношений с Россией. Он отказался вводить санкции в отношении Москвы, одновременно поставляя беспилотники ВСУ.
Примечательно, отмечает Newsweek, что действия Турции в НАТО совпадают с интересами России. Ведь Турция блокировала совместную заявку Швеции и Финляндии на вступление в военный блок, что было на руку кремлевским руководителям. Не исключено, что завтра Эрдоган «перекроет кислород» Украине и ей не удастся присоединиться к НАТО еще пять лет.
Кроме того, переизбранный на третий срок Эрдоган продолжит укреплять позиции своей страны на Южном Кавказе и вытеснять оттуда Россию. Москва пока закрывает на это глаза, но так просто она не будет жертвовать своими интересами ради соседа.
Накануне выборов оставалось неясным, как изменился бы подход Турции к дипломатии в случае победы кандидата от оппозиции Кемаля Кылычдароглу. Эксперты предполагали, что он, возможно, сохранит статус Турции в качестве посредника в отношении конфликта на Украине. Кылычдароглу даже обещал наладить более тесные связи с Западом и выразил поддержку заявке Швеции на вступление в НАТО. В результате во втором туре люди голосовали за Эрдогана, а значит за сближение с Россией.
Во время предвыборных митингов действующий президент буквально рекламировал свои близкие отношения с Россией, что, видимо, также сыграло определенную роль в настроении избирателей.
Отвечая на вопрос журналистов о перспективах отношений с Анкарой, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков подчеркнул, что в Москве рассчитывают на то, что позитивная динамика будет сохраняться, так как задачи стоят весьма амбициозные – создание газового хаба, строительство АЭС «Аккую», увеличение потока российских туристов и реализация других совместных проектов.
Тем не менее, как считает турецкий политолог Хакан Аксай, мнение которого приводит портал e1.ru, взаимоотношения президентов России и Турции - Владимира Путина и Тайипа Эрдогана - нельзя назвать дружбой в полном смысле слова. Скорее, это – тесное сотрудничество, поскольку именно Путин оказывает Эрдогану самую большую поддержку в мире - политическую, экономическую и энергетическую.
- Для Турции сегодня очень важны любые инвестиции в экономику, потому что денег в стране просто нет. Россия согласилась на просьбу Турции перенести оплату за поставки газа на период после выборов. А это как минимум $20 млрд. Кроме того, если честно/, газовый хаб не очень воодушевил турок. Они считают, что покупателей у российского топлива немного, поэтому наша экономика ничего не выиграет. Кто знает, каким будет спрос на этот газ? Европа находит альтернативные источники в США или на Ближнем Востоке. Общее настроение по этому поводу: «поживем - увидим», - предупредил Хакан Аксай.