ИРИНА МИШИНА
…На днях мне ну очень срочно надо было попасть в Успенский переулок, что в центре столицы. Приехавший на вызов таксист Вагиф повел себя странно: «Покажешь как ехать – поедем, не покажешь – я сломался». Надо сказать, что проезд к Успенскому переулку непростой, и путь к нему лучше всего действительно может показать навигатор. Но Вагиф не знал даже, в какую сторону ехать. Я очень постаралась растолковать таксисту направление в общих чертах. Выслушав меня, Вагиф мрачно заявил: «Нет, я все-таки сломался».
Я заказала такси снова. Абдулла, который принял заказ, увидев адрес, куда надо ехать, еще на подъезде начал писать, что он тоже кажется сломался и попросил отменить заказ. После этого Служба поддержки Яндекс–такси в чате прислала мне следующее сообщение: «Система заметила, что водитель просил вас в чате отменить заказ. Это грубое нарушение правил сервиса. Водитель рискует потерять доступ к сервису – мы уже ведем проверку его профиля».
Забегая вперед, скажу, что мне повезло лишь с третьего раза. Приехавший на мой заказ москвич Вячеслав оказался сотрудником Академии наук, подрабатывающим в выходные. Развернув бумажную карту, он быстро построил маршрут и довез меня без навигатора и проблем.
В последние недели москвичи действительно начали сталкиваться с парадоксальным поведением таксистов: подъезжая к месту ожидания, они под тем или иным предлогом просят отменить поездку, либо раньше времени включают режим ожидания и покидают точку, чтобы поездка не состоялась. Причина - сбои спутниковой навигации в центре города, а если точнее – незнание таксистами города и неумение ориентироваться без навигатора.
GPS- навигацию отключили, как известно, из-за мер безопасности. Москва стала глухой зоной, потому что правоохранительные органы таким образом обеспечивают запрет на полеты беспилотников в черте города. В условиях, когда при помощи дронов уже пытались атаковать даже Кремль, а во многих регионах ЧП с ними происходят чуть ли не еженедельно, решение вполне логичное. Но это создало практически тупиковую проблему.
"Зависимость от навигаторов сейчас достигла нереальных масштабов, по последним опросам 70% водителей пользуются навигаторами в той или иной мере. Действительно, без навигатора сейчас не доедешь до точки, которую заказчик привык ставить. В Москве сумасшедшая застройка, какие-то дворы закрыты шлагбаумами, какие-то просто перекрыты, где-то идут ремонтные работы, все это не может знать даже опытный водитель-москвич. А заказчик тем временем просто поставил точку и ждет. Потребителю, видимо, тоже придется перестраиваться: не ждать в обозначенной им точке, сидя на лавочке или у подъезда, а выходить на проезжую часть", - заявил "НИ" автоэксперт Петр Шкуматов.
Как рассказывают водители Яндекс-такси, многие из них на время блокировки навигации вовсе решили взять отпуск, хотя работы в московском такси – хлебная. По словам Вагифа, приехавшего на мой вызов первым, он зарабатывает при работе с одним выходным в неделю "как минимум 150 тысяч рублей в месяц, не напрягаясь". Почему, зарабатывая такие деньги в Москве, нельзя выучить город? И даже нормально пользоваться российскими картами, которые показывают маршрут?
«Навигатор важен для всех: в городе многое меняется, где-то двустороннее движение становится односторонним, где-то ставят шлагбаум, где-то запрещают стоянку. Опять же в городе часто бывают пробки, а навигатор показывает, как их объехать. Но у нас в такси работают люди, которые совершенно не знают город, да и русский язык толком тоже. Я знаю, что в Германии к работе в такси допускаются только те, кто сдаст экзамен на ПДД и знание города и имеет права, полученные в этой стране. У нас же по столице ездят зачастую люди с правами, полученными в горном ауле и не знающие толком язык. Пора и у нас менять систему», - рассказывает автоэксперт Игорь Моржаретто.
Действительно, всякий, кто хоть раз бывал в Париже и пользовался там услугами такси, расскажет, что местные труженики баранки не только отвезут точно на место, но и проведут по ходу дела экскурсию.
«Сейчас люди, которые садятся за руль в Москве, даже не стараются изучать город, по которому ездят. Вообще навигаторы расслабляют людей, по итогу водители за рулем как роботы, даже повернуть не могут правильно без навигатора, и это не нормально», - считает автоэксперт Петр Шкуматов.
Стоит напомнить, что большинство аварий происходит у нас по вине таксистов. Недавно ГИБДД Москвы раскрыла статистику аварийности с автомобилями такси за 2022 год. В столичном управлении ГИБДД сообщили, что в 2022 году количество дорожно-транспортных происшествий с участием такси составило 1924 аварии. В них погибло 30 человек, ещё 2313 получили травмы. Одновременно уточняется, что за прошлые 12 месяцев инспекторы оштрафовали за нарушения правил более 390 тысяч таксистов.
Определенный отсев и селекцию в такси ждали в связи с принятием Закона о такси, который должен вступить в силу с 1 сентября. Он должен подвести работу агрегаторов под правовую базу. Новые правила будут связывать и затрагивать те секторы рынка таксомоторных перевозок, которые до этого оставались не охваченными. Но организации таксистов уже выступили против этого закона, и судьба его теперь под вопросом.
На сколько растянется ситуация со сбоем спутниковой навигации и неработающими навигаторами в столице, никто не берется даже предположить. Но есть подозрение, что эта ситуация проведет селекцию на рынке такси лучше и быстрее, чем любой закон. А нам, видимо, стоит достать карты и вспомнить то время, когда навигаторов вообще не было.